Евгений Вулгарис
ЕВГЕНИЙ ВУЛГАРИС (греческий Εὐγένιος τοὓ Βουλγάρεως) [21.8.1715, по другим данным, 11.8.1716, остров Корфу - 27.5(8.6).1806, Санкт-Петербург], греческий и российский энциклопедист, богослов, переводчик, архиепископ, почётный член Санкт-Петербургской АН.
Происходил из эллинизированной болгарской семьи, в крещении наречён Елевтерием. Воспитывался у родственников матери; окончил гимназию (фронтистерий) на одном из ионийских островов, а затем продолжил образование в городах Арт и Янина. В 1739 году пострижен в монашество с именем Евгений и вскоре рукоположен в диакона. В 1739-40 продолжил обучение в Падуанском университете на философском факультете. С 1742 преподавал в гимназиях в Янине (1742-49; 1751 или 1752-53) и Козани (1750-1751 или 1752). Приобрёл известность как выдающийся энциклопедист. Одновременно с преподаванием значительное внимание уделял переводам западных философских, математических, а также поздневизантийских антилатинских трактатов. В 1753 константинопольским патриархом Кириллом V (1748-51, 1752-57) назначен ректором и главным наставником школ при Афонской Ватопедской лавре, а затем ректором патриаршей константинопольской гимназии с титулом вселенского дидаскала. С 1763 в Германии; некоторое время жил в Лейпциге, посещал лекции в университетах и общался с учёными.
Реклама
В 1767 году перевёл на греческий язык «Наказ» императрицы Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения, посвятив его российской императрице и изъявив желание быть в её подданстве. По приглашению Екатерины II в 1771 прибыл в Санкт-Петербург. Переписка императрицы Екатерины II с деятелями европейского Просвещения, переводы греческих и латинских авторов на русский язык и, наконец, внимание к Востоку, усилившееся в период русско-турецких войн, - всё это сыграло роль в судьбе Евгения Вулгариса. Первые шаги Евгения Вулгариса при российском дворе соответствовали политическим тенденциям времени: он переводит с французского и итальянского языков трактаты по восточному вопросу, о состоянии Османской империи и судьбе христиан в ней. Самое заметное сочинение Евгения Вулгариса этого периода - очерк «Рассуждение на действительно критическое состояние Оттоманской Порты», опубликованный в 1772 на греческом и французском языках, а в 1780 - на русском. В августе 1775 по указу Екатерины II был рукоположен в иеромонаха, а в октябре того же года в присутствии императрицы хиротонисан во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре (вскоре стараниями Евгения Вулгариса в епархии была открыта семинария). В октябре 1775 Евгений Вулгарис отправился из Москвы в Полтаву. В это время меняется направление его творчества. Большое значение имел для Евгения Вулгариса перевод с латыни на греческий язык «Духовного регламента» Феофана Прокоповича, благодаря которому Евгений Вулгарис быстро вошёл в круг новых для него административных обязанностей. В известной степени в ходе работы имела место самоидентификация Евгения Вулгариса с крупнейшим деятелем русской Церкви Петровской эпохи.
С 1776 года Евгений Вулгарис - почётный член Санкт-Петербургской АН. В августе 1779 согласно прошению «почислен на покой» с проживанием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В мае 1781 Евгений Вулгарис окончил значительное историко-критическое исследование «Историческое разыскание о времени крещения Российской Великой княгини Ольги» (опубликовано в 1792). Используя византийские источники («О церемониях» Константина Багрянородного, хроники Кедрина, Зонары и др.), Евгений Вулгарис полемизирует с Вольтером и немецким историком И. Х. Лейхом, которые связывали посещение Ольгой Константинополя с правлением Иоанна I Цимисхия. По мнению Евгения Вулгариса, княгиня Ольга была крещена в 956 в Константинополе. В конце 1788, в преддверии новой русско-турецкой войны, Евгений Вулгарис покинул Херсон и поселился в Санкт-Петербурге. Здесь он сосредоточил своё внимание на классической греческой и римской литературе, в 1791-92 издал трёхтомный перевод на греческом языке «Энеиды» Вергилия. Свидетельством близости Евгения Вулгариса к императрице Екатерине II явилось привлечение его к воспитанию великого князя Константина Павловича. В октябре 1793 по поручению императрицы Евгений Вулгарис подготовил перевод с французского языка «Инструкций по правильному воспитанию великих князей Александра и Константина» - методики просвещённого образования того времени. С 1801 Евгений Вулгарис находился на покое в Александро-Невской лавре. Погребён в Феодоровской церкви лавры.
На научное мировоззрение Евгения Вулгариса значительное влияние оказали аристотелевское и платоновское философское наследие, а также немецкая классическая философия. Своё отношение к католичеству Евгений Вулгарис выразил в «Памфлете против латинян» и письме к янсенисту П. Леклерку (1706-73) «По поводу святых восточноправославной Церкви после схизмы». Евгений Вулгарис противопоставил традицию Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Паламы и Иоанна Златоуста богословию Фомы Аквинского и Дунса Скота. В энциклопедическом по своему характеру письме представил основные этапы разногласий между восточной и западной Церквами вплоть до 18 века.
Лит.: Краткое известие о жизни покойного Евгения Булгара, архиепископа и Кавалера // Вестник Европы. 1806. №14; Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина грекороссийской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 1-2; Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843; Κατράμης Ν. ‘Ιστοριϰαί διασαφήσεις έπì τἣς πατρίδος Ευγενίου τοΰ Βουλγάρεως. Ζάντε, 1854; Papadopoulos Vretos A. Biographie de l’Archevêque Eugène Bulgari. Athens, 1860; Лебедев A. П. Евгений Булгарис, архиепископ Славенский и Херсонский // Древняя и новая Россия. 1876. №3; Βροϰίνης. Βιογραφία Ευγενίου τοΰ Βουλγάρεως. Κέρϰυρα, 1878; ‘Iδρωμένος. ‘Ή πατρίς Ευγενίου τοΰ Βουλγάρεως // Παρνασσός. 1881. Τ. 5. Σ. 209-216; Γεδεών Μ. Χρονικά τής Πατριαρχικής ‘Αϰαδημίας: ιστοριϰαί είδήσεις περί τἣς Μεγάλης τοΰ Γένους Σχολἣς, 1454-1830. Κωνσταντινούπολις, 1883; Евгений (Булгарис) // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 11; Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 г. 3-е изд. СПб., 1899; Черняев П. Н. Следы знакомства русского общества с древнеклассической литературой в век Екатерины II. Воронеж, 1906; Εύαγγελίδης Т. Е. Ή παιδεία έπί Τουρϰοϰρατίας. Άθήναι, 1936; Αίνιάν Γ. Συλλογή ανεκδότων συγγραμμάτων τοΰ ἀοιδίμου Εὐγενίου τοΰ Βουλγάρεως. Άθἣναι, 1938. Τ. 2; Janin R. Bulgaris // Dictionnaire d’histoire et de gЕographie ecclЕsiastiques... P., 1938. Vol. 10; Μέρτζιος Κ. Δ. Περί Εὐγενίου τοΰ Βουλγάρεως’ διατί έγϰατέλειψε τò 1759 τήν ‘Αθωνιάδα σχολήν Έπειρωτιϰή ‘Εστία. 1956. Τ. 5. Σ. 417-420; ‘Αγγέλου Ά. Τò Χρονιϰò τἣς ‘Αθωνιάδας᾽ δοϰίμιο ιστορίας τής σχολής με βάση ἀνέϰδοτα κείμενα // Νέα ‘Εστία. 1963. Σ. 84-105; Δημαρἃς Κ. Θ. Ό Ελληνιϰός Διαφωτισμός. Άθήναι, 1964; Егунов А. Η. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. М., 1964; Batalden S.K. Catherine II’s Greek prelate: Eugenios Voulgaris in Russia. 1771-1806. N.Y., 1982.
Л. А. Герд.