Европейский парламент

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (Европарламент), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС). Создан в 1957 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейские сообщества). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредительными актами, внутренним регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с другими институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избирательной системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на национальном уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Европейском парламенте, принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом - Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).

Реклама

Европейский парламент  - постоянно действующий орган. Пленарные заседания проводятся в его резиденции в Страсбуре; работа комиссий осуществляется в резиденции в Брюсселе; секретариат находится в Люксембурге.

В составе Европейского парламента образуются партийные группы (иногда именуются европейскими партиями), в них входят депутаты, представляющие родственные по политическим взглядам и идейным позициям национальные политические партии (8 партийных групп в 2007). Отдельную группу образуют неприсоединившиеся депутаты. Доминирующее положение в составе всех созывов Европейского парламента принадлежит Европейской народной партии и Европейской социалистической партии. Их представители занимают ведущие должности в органах Европарламента.

Работой Европейского парламента руководит председатель, который избирается из числа депутатов сроком на 2,5 года. Широко применяется практика, в соответствии с которой на одну половину срока выдвигается представитель от Европейской народной партии, на другую - от Европейской социалистической партии. Одновременно избираются заместители председателя Европейского парламента и квесторы, ведающие в основном организационными, административными и финансовыми вопросами. Повестка дня определяется конференцией (председатель Европейского парламента, руководители партийных групп, 2 представителя от независимых депутатов). В случае отсутствия согласия решение принимается большинством голосов, причём каждый член конференции обладает взвешенным количеством голосов, равным числу мандатов партийной группы, которую он представляет. В соответствии с регламентом учреждаются постоянные профильные комитеты Европейского парламента и формируются их руководящие органы. Процедурные вопросы, включаемые в повестку дня, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комитетов Европарламента. Заключение комитета докладывается на пленарном заседании Европейского парламента, которое выносит окончательно решение. Предусмотрена возможность создания следственных комиссий. Они образуются на основе пропорционального представительства различных групп. В зависимости от рассматриваемых вопросов заседания могут носить как открытый, так и закрытый характер. Итоговый доклад следственной комиссии направляется пленуму Европарламента. Регламент предусматривает также функционирование конференции председателей постоянных комитетов и председателей групп, занимающихся вопросами взаимоотношений ЕС с третьими государствами. Документы этих органов носят в основном информационный характер. Досрочный роспуск Европейского парламента не предусмотрен.

Полномочия Европарламента в основном напоминают полномочия национальных парламентских учреждений:

1) участие в законодательном (нормотворческом) процессе. Организация зависит от применяемой процедуры принятия решений (при консультативной процедуре Европейский парламент  даёт своё заключение, которое не носит обязательного характера; при применении процедуры сотрудничества Европейский парламент  участвует в обсуждении проектов, предлагаемых Советом Европейского союза и Европейской комиссией. Возможно проведение нескольких чтений. Однако окончательное решение принадлежит не Европейскому парламенту, а Совету; при использовании процедуры совместного принятия решений проект считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции Европейского парламента и Советом. Одобренный проект скрепляется подписью председателя Европейского парламента и председательствующего в Совете). Соответствующий нормативный правовой акт публикуется в журнале «Официальный вестник Европейского союза» и вступает в силу в срок, непосредственно указанный в этом акте, а при его отсутствии - на 20-й день после опубликования;

2) осуществление политического контроля за деятельностью Европейской комиссии (письменные и устные вопросы и постановка вопроса об ответственности комиссии). Действующие учредительные акты предусматривают возможность принятия резолюции порицания или отказа в доверии Европейской комиссии. В случае принятия такого решения комиссия обязана подать в отставку (даже угроза подобного решения может принудить комиссию подать в отставку. Это имело место, в частности, в 1999 году, когда достоянием общественности стали факты злоупотребления служебным положением и финансовые злоупотребления со стороны отдельных членов Европейской комиссии);

3) осуществление бюджетных полномочий. Европейский парламент  обсуждает проект бюджета, подготовленный Европейской комиссией и представленный Советом ЕС. Возможности решения Европейского парламента зависят от того, идёт ли речь об обязательных или необязательных расходах. Однако Европейский парламент  может отклонить весь проект бюджета в целом. Такого рода решения имели место в 1980 и 1985 годах. В этом случае Совет обязан представить новый проект бюджета, а до его принятия действует временный режим бюджетного финансирования;

4) осуществление внешнеполитических полномочий. Они в основном касаются принятия решений об одобрении (или неодобрении) подписанных соглашений с третьими государствами или международными организациями и решений о приёме новых членов. В этом случае применяется, как правило, процедура совместного положительного заключения. Она предусматривает возможность либо одобрения, либо неодобрения, но исключает внесение каких бы то ни было поправок и изменений в выносимое на утверждение соглашение. Европейский парламент  может также оказывать воздействие на принятие и осуществление внешнеполитических решений, отказывая в одобрении соответствующего регламентарного акта (так было, например, при отказе от утверждения регламента, регулировавшего осуществление программы Тасис). Европарламент широко использует свои полномочия при обсуждении международных проблем; принимаемые резолюции обязательной силы не имеют.

По мере развития институциональной структуры ЕС полномочия Европейского парламента расширяются. Так, предусматривается существенное изменение законодательной процедуры и заметное расширение компетенции Европейского парламента с использованием процедуры квалифицированного большинства при принятии решений.

Европарламент поддерживает тесные связи с Федеральным собранием Российской Федерации; в частности, функционирует Комитет парламентского сотрудничества, являющийся совместным органом Европейского парламента и Федерального собрания Российской Федерации (по 30 членов).

Л. М. Энтин.