Евстафий Солунский

ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ, Евстафий Фессалоникийский (Εύστάθιος ὁ Θεσσαλο­νίϰης) (около 1115, Константинополь? - 1195/96, Фессалоники), византийский учёный, писатель, церковный деятель. Получил образование в Константинополе. Служил учителем, диаконом Великой церкви, писцом в патриаршей канцелярии, затем судейским писцом. Прославившись как один из образованнейших людей своего времени и знаток классического языка, около 1168 получил почётную должность магистра риторов. Около 1178 года возведён в епископский сан, по указанию императора Мануила I Комнина (1143-1180) поставлен на архиепископскую кафедру г. Фессалоники (Солунь), второго по значению города Византийской империи. В своих речах и официальных панегириках Евстафий Солунский в целом восхвалял политику Мануила, но критиковал некоторые его шаги (в частности, попытку пойти на сближение с исламом, упразднив церковную анафему «богу Мухаммада»).

Евстафий Солунский написал обширные учёные комментарии к сочинениям древнегреческих поэтов и писателей (Гомера, Пиндара, Аристофана, Дионисия Периегета), а также к творениям Иоанна Дамаскина. При составлении Филологических трудов Евстафий Солунский не только использовал древние толкования (ныне утраченные), но и предлагал исправления и конъектуры. В речах и памфлетах он проявил себя как оригинальный мыслитель и талантливый писатель. Наиболее известные его сочинения - описание осады и разграбления норманнами в 1185 году города, где он был архиепископом («На взятие Фессалоники»), и памфлет, обличающий пороки обмирщённого монашества («Об исправлении иноческой жизни»). Объектом его острой иронии становились как продажные и бездарные чиновники, так и безграмотные и суетные монахи. Предметом восхвалений Евстафия Солунского служит личный труд (особенно земледелие), он осуждает рабство как противоестественное явление. Писатель стремится утвердить идеал христианина, живущего в миру («Житие Филофея Опсикийского»), и одобряет передачу крупных монастырей под опеку светских лиц, считая заботу о хозяйстве помехой для монашеской жизни. Для литературного творчества Евстафия Солунского характерны богатство языка, живость и конкретность повествования, внимание к человеческой индивидуальности.

Реклама

Соч.: Commentaria ad Homeri Odysseam / Ed. G. Stallbaum. Lpz., 1825-1826. Hildesheim, 1970; Opuscula / Ed. Th. L. Tafel. Frankcofuti, 1832. Amst., 1964; Fontes rerum Byzantinarum / Ed. W. Regel. St.-Petersbourg, 1892. Vol. 1. Р. 1-131; La espugnazione di Tessalonica / Ed. S. Р. Kyriakidis, В. Lavagnini, V. Rotolo.Palermo, 1961; Commentarii ad Homeri Iliadem pertinentes... / Ed. М. van der Valk. Lugduni, 1971-1987. Vol. 1-4; Opera minora / Ed. Р. Wirth. Berolonii; Novi Eboraci, 2000.

Лит.: Каждан А. П. Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский // Византийский временник. 1967. Т. 27; 1968. Т. 28; 1969. Т. 29; Wirth Р. Eustathiana. Amst., 1980; Культура Византии: 2-я половина VII-XII вв. М., 1989.

П. В. Кузенков.