Езиды

ЕЗИДЫ (йезиды, самоназвание - эзди), народ на севере Ирака (до 600 тысяч человек - 2006, оценка). Живут в основном в губернаторстве Мосул (районы Айн-Сифни и Синджар). 100-300 тысяч человек проживают также в Турции, Сирии, Иране, Армении, Грузии, России (31,3 тысяч человек, в том числе в Краснодарском крае 4,4 тысяч, Ставропольском крае 2,4 тысяч, Ростовской области 1,6 тысяч, Волгоградской области 1,1 тысяч, Москве 1,6 тысяч, Нижегородской области 3,1 тысяч, Ярославской области 2,7 тысяч, Новосибирской области 2,0 тысячи человек - 2002, перепись), Германии и др. По оценкам езидских организаций, общая численность езидов около 3 миллионов человек. Говорят на языке эздики, классифицируемом лингвистами как диалект курдского языка курманджи. Исповедуют особую религию (езидизм).

Езиды Исконно проживали на севере Ирака. С 7 века и особенно во время Османской империи, спасаясь от насильственного обращения в ислам, переселялись в соседние страны. В Закавказье появились в основном в 1830-40-е годы. В 1915 вместе с армянами стали подвергаться преследованиям османских властей.

Реклама

С 1990-х годов в Армении создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»). В России общины езидов официально зарегистрированы в Нижнем Новгороде, Ярославле (со статусом национально-культурной автономии), Туле, Дмитровграде Ульяновской области, Екатеринбурге, Сургуте, Иркутске. С 1996 года действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». Радикальные деятели курдского национального движения настаивают на включении езидов в курдскую общность, что не встречает поддержки ни у езидов, ни у большинства курдов.

Езиды Религия езидов опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги, записанные тайнописью, с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафа раш («Чёрная книга»). Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение окончательно сформулировано суфийским шейхом Ади ибн Мусафиром (умер в 1160 или 1162), вобрало элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Мусульманские и христианские критики езидов сближали почитаемого езидами верховного ангела Малаки Тауса (Ангела Павлина) с Иблисом или дьяволом, поэтому езидов ошибочно считали дьяволопоклонниками. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, но в центре их культа стоит триада божеств: верховный ангел Малаки Таус, изображаемый в образе павлина; божество Солнца Езид, от имени которого образовано самоназвание «езиды»; обожествлённый пророк шейх Ади. Малаки Таус и Езид входят также в семёрку «ангелов-божеств» (хар хафт мере диване). Езиды верят в переселение душ; в их космогонии большую роль играют солнце и четыре стихии - земля, вода, воздух и огонь, который под влиянием зороастризма считается самой священной стихией.

Езиды Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Высшая духовная каста - шейхи, включает представителей родов Адани, Шемсани и Катани, ведущих происхождение от основателей езидизма шейхов Ади, Шемса и Хесен. За каждым родом закреплены определённые социальные и магико-религиозные функции, например, укрощение змей. Глава шейхов (бабашейх) - потомок шейха Ади - руководит богослужениями в храме в Лалеше. За шейхами следуют: пиры, также участвующие в богослужении и отправляющие различные обряды, в том числе похоронные; сборщики пожертвований (кавалы); служители мавзолея шейха Ади - аскетическая каста (факиры) и предсказатели (кучаки). Миряне (мюриды) - последователи различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит предводителю-миру (с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри, к югу от Лалеша. Главная святыня езидов - храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него, богослужение проводят в домах шейхов и пиров. Основные публичные религиозные праздники: начинающиеся с 3-дневного поста рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале; Новый год в весеннее равноденствие, сопровождающийся выпечкой кулича (кулоч); день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая - первая стрижка мальчиков шейхом (биск). Основные культовые предметы - 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования. Религиозные запреты - пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т.п.) - ныне соблюдаются редко. Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда - рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавка (элак), зимой - бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), головной убор, обшитый монетами (кофи).

Традиционная социальная организация закавказских езидов подобна курдской: большие патриархальные семьи (мал), патрилинейные линиджи (барак) и роды (кабиль) образуют племена (ашир, от арабского ‘племя’) и конфедерации (эль). Каждая семья хранит устные генеалогии продолжительностью 5-6 поколений и предания, описывающие отношения между родами и племенами. Под влиянием суфизма эти генеалогии иногда письменно фиксируются. Фольклор - молитвы, гимны, героические песни (мерани), волшебные сказки, притчи и др. Музыкальные инструменты - духовые (блур, фик, майе, зурна); в религиозных церемониях используется барабан (даф).

Лит.: Березин И. Н. Езиды // Магазин землеведения и путешествий. 1854. Т. 3; Frank R. Scheich ‘Adi, der großе Heilige der Jezidis. В., 1911; Kreyenbroek Р. G. Yezidism: its background, observances and textual tradition. Lewiston, 1995; Allison С. The Yezidi oral tradition in Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001; Омархали Х. Йезидизм из глубины тысячелетий. СПб., 2005; Полатов Д. Р. Езиды: религия и народ. М., 2005.

Д. Р. Полатов, М. Ю. Рощин.