Габович Михаил Маркович

М. М. Габович - Ромео, Г. С. Уланова - Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева).ГАБОВИЧ Михаил Маркович [24.11(7.12).1905, деревня Великие Гуляки, ныне Фастовский район Киевской области, Украина - 12.7.1965, Москва], российский артист балета, педагог, народный артист РСФСР (1951). В 1924 году окончил Московскую балетную школу (педагоги А. А. Горский, В. Д. Тихомиров). В 1924-52 годах в ГАБТ. Участвовал в поставке К. Я. Голейзовским балета С. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный» (1925). Был в числе временно уволенных из Большого театра (но вскоре восстановленных в штате) сторонников Голейзовского, конфликтовавшего с консервативно настроенным руководством труппы. Впоследствии выступал в концертных программах Голейзовского. Приобрёл известность как танцовщик романтичного плана: Солор («Баядерка» Л. Ф. Минкуса), Зигфрид, Дезире («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жан де Бриен («Раймонда» А. К. Глазунова). Сильный, мужественный танец Габовича отличался выразительностью, характерностью жеста, скульптурностью поз. Первый исполнитель партий в постановках Л. М. Лавровского (Ромео - «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Р. В. Захарова (Вацлав - «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, Андрий - «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого; Принц - «Золушка» Прокофьева, Государственная премия СССР, 1946). Постоянный партнёр Г. С. Улановой. В годы Великой Отечественной войны руководил филиалом Большого театра в Москве. Последняя роль - Ma Личен («Красный мак» Р. М. Глиэра, Государственная премия СССР, 1950). Из-за травмы вынужден был оставить сцену. В 1952 году совместно с А. М. Мессерером возобновил в ГАБТ балет «Спящая красавица» Чайковского. Автор балетных сценариев, статей и рецензий по вопросам балетного искусства. С 1951 года преподавал в МХУ (в 1954-58 художественный руководитель); среди его учеников - В. В. Васильев.

Реклама

Соч.: Душой исполненный полет. М., 1966.

Лит.: М. Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М., 1977.

Г. Ю. Бродская.