Галантный стиль
ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ (от французского galant - учтивый, изысканный), собирательный термин, применяемый по отношению к предклассическим и раннеклассическим течениям в музыке 1-й половины и середины 18 века (смотри также Рококо). О музыкальной «галантности» писали многие теоретики и композиторы 18 века - И. Г. Вальтер, И. Маттезон, И. Й. Фукс и др. В музыке Дж. Б. Саммартини, Дж. Б. Перголези, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, композиторов берлинской школы, И. К. Баха установился новый художественный идеал ясности, простоты, изящества (влияние эстетики французских просветителей). В отличие от «учёного» контрапункта барокко, музыка галантного стиля рассчитана на любителя, ждущего от искусства наслаждения. Полифония уступила место гомофонии, ясно расчленённой мелодии, периодичности, начала обрисовываться сонатная форма. В этот период эпитет «галантный» встречается также в названиях опер-балетов (например, «Галантная Индия» Ж.Ф. Рамо), ансамблевых и сольных инструментальных сочинений (galanterie), часто появляется в танцевальных сюитах («галантный» менуэт - олицетворение галантного стиля). С середине 18 века стиль насыщается экспрессией, «чувствительностью» (смотри Сентиментализм) и подготавливает почву для перехода к стилю венской классической школы.