Гамбург

ГАМБУРГ (Hamburg), город на севере Германии, образует самостоятельную административную единицу - землю Гамбург. Второй по численности населения (1743,9 тысяч человек в 2006) город страны после Берлина; в начале 21 века по темпам роста населения занимал одно из первых мест среди крупных германских городов. Городская агломерация Гамбурга (Большой Гамбург, население 3277 тысяч человек в 2006) выходит за административные границы земли Гамбург и включает пригороды, расположенные в пределах земель Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн (оттуда ежедневно на работу в Гамбург приезжают до 300 тысяч человек). Около 15% населения Гамбурга - иностранцы (главным образом иностранные рабочие и члены их семей); в ряде примыкающих к городскому центру кварталах доля иностранного населения достигает 50%.

Гамбург Город расположен на реке Эльба и островах, образованных её протоками, в 100 км от Северного моря. Один из ведущих транспортных узлов Германии. Формирование и развитие города тесно связано с его морским портом. В конце 19 - 1-й половины 20 века Гамбург стал одним из крупнейших портов мира (грузооборот 1,6 миллионов тонн в 1870; 14 миллионов тонн в 1913; 25 миллионов тонн в 1939). В 1847 году здесь основана крупнейшая судоходная компания Германии - «Hamburg-Amerikanische Paketfahrt AG» («HAPAG»; в 1970 слилась со второй по величине германской судоходной компанией «Norddeutscher ‘Lloyd», основана в 1857 году, в корпорацию «HAPAG-Lloyd»). К началу 2-й мировой войны на Гамбург приходилось свыше 1/2 тоннажа торгового флота страны. Современный морской порт - один из крупнейших в мире по занимаемой площади (75 км2, 1/10 территории Гамбурга); к нему приписано около 1/2 судов морского флота ФРГ. По грузообороту (около 60 миллионов тонн в 1980-е годы; 125,7 миллионов тонн в 2005) порт Гамбург занимает 2-е место в Европе после Роттердама, по контейнерным перевозкам (более 8 миллионов контейнеров ДФЭ в 2005) - 8-е место среди морских портов мира; через Гамбург реализуется основная часть германского экспорта. В результате осуществляемой модернизации к 2015 году планируется рост грузооборота до 220 миллионов тонн и более 18 миллионов контейнеров ДФЭ. Гамбург - крупный речной порт (грузооборот около 10 миллионов тонн в год; каналом Север - Юг связан со Среднегерманским каналом и районом Ганновера). В Гамбурге сходятся автомобильные и железнодорожные магистрали на Берлин, Брауншвайг, Ганновер, Бремен, Дюссельдорф, Копенгаген, Стокгольм и многие другие крупные города Европы. Международный аэропорт Фульсбюттель (с 1911, один из самых старых в Европе) - крупнейший на севере ФРГ (по пассажирообороту уступает аэропортам Франкфурта, Берлина и Мюнхена). Метрополитен.

Реклама

Основан в 810 году франками как укреплённый пункт на месте поселения саксов - Гам (Ham); вскоре вокруг него сформировалось поселение, получившее название Гаммабург (Hammaburg). В 831 году в нём учреждено епископство, которое в 848 году было преобразовано в архиепископство. В 9-11 веках постоянно подвергался набегам саксов и славян. В 1189 году Гамбург получил от Фридриха I Барбароссы экономические и военные привилегии, которые сохранял до 1265 года. В 1215 году две части города - «старая» и «новая» - стали располагать единым советом, ратушей и судом. В 1410 году в Гамбурге принят первый городской статут. Особым влиянием в городе пользовался патрициат (из верхушки купечества); Гамбург был одним из основателей и наиболее влиятельных членов Ганзы; в 14 веке он стал важнейшим перевалочным пунктом в торговле стран бассейнов Северного и Балтийского морей. В 1510 году получил права имперского города. В 1529 в Гамбурге была проведена Реформация. Основание в 1558 году в Гамбурге первой в Германии и Северной Европе биржи, в 1619 году Гамбургского банка, в 1665 первой германской торговой палаты дали мощный импульс развитию внешней торговли, прежде всего росту экспорта через порт Гамбурга вестфальского и силезского льна. На правах вольного города Гамбург вошёл в 1815 году в Германский союз, в 1867 в Северо-Германский союз, в 1871 году в Германскую империю, только в 1888 году присоединился к Германскому таможенному союзу.

В конце 19 - начале 20 века Гамбург - важный центр рабочего и революционного движения. В 1921 году была принята собственная демократическая конституция. С 1937 года существует в современных административных границах (в черту города были включены Альтона, Бланкенезе, Вильгельмсбург, Вандсбек и др.). В годы 2-й мировой войны подвергся массированным бомбардировкам англо-американской авиации (1943-45); было уничтожено около 4/5 портовых сооружений, свыше половины жилых зданий и промышленных предприятий. После разгрома гитлеровской Германии в 1945 году вошёл в британскую зону оккупации, в 1949 - в состав ФРГ на правах земли (полное название - Вольный и ганзейский город Гамбург, Freie und Hansestadt Hamburg) с собственной конституцией (принята в 1952, изменена в 1996), органами законодательной и исполнительной власти.

Гамбург При впадении реки Альстер в Северную Эльбу полукругом расположен Старый город, окружённый остатками укреплений. В нём сохранились: церкви в стиле кирпичной готики - Святого Николая (упоминается в 1195; башня высотой около 147 м, закончена в 1874), Святого Петра (1310-20), Святой Екатерины (около 1380-1426; башня - 1658), Святого Якова (конец 14-15 века); барочная церковь Святого Михаила (1751-78; башня высотой 132 м, 1777-86); дом Свечной гильдии (1676); здание биржи (1839-1841) и «Старая почта» (1847) в стиле классицизма; Ратуша (1886-97, архитектор М. Халлер) и главный вокзал в стиле неоренессанс (1906). В стиле конструктивизма архитектором Ф. Хёгером построены «Чилехаус» (1922-23), «Шпринкенхоф» (1928). Во 2-й половине 20 века построены: здание Гамбургской государственной оперы (1954-1955, архитекторы Г. Вебер, В. Луке, В. Гастрейх, Х. Эберт), церковь Троицы (1956, архитектор Р. Римершмид); создана пешеходная улица Петерштрасе (1966-82, воспроизведены фасады домов 17-18 века), телебашня (1965-68, архитекторы Ф. Траутвайн, Ф. Леонхардт), комплекс Гамбургской торговой ярмарки (проводится с 1960), Конгресс-центр (1973), мосты Кёльбрандбрюкке (1974) и Нордэльббрюкке (1915; реконструирован в 2002) и др. Памятники Г. Лессингу (1881, скульптор Ф. Шапер), О. фон Бисмарку (1906, скульптор Х. Ледерер), жертвам 2-й мировой войны на Ольсдорфском кладбище (1949-52, скульптор Гамбург Маркс).

Деловой центр города расположен на правом берегу Эльбы. С запада к нему примыкает Санкт-Паули - квартал шоу-бизнеса, индустрии развлечений и досуга; к востоку, вокруг искусственного озера на Альстере, находятся элитные кварталы города с виллами, зданиями консульств, зелёными бульварами. Главные портовые сооружения - на островах Эльбы и её берегах, основные промышленные зоны - на левобережье. Право- и левобережные части Гамбурга соединены подводными тоннелями. Старый (проложен в 1907-11) связывает основную (северную) часть города с верфями и доками в южной части, по новому тоннелю (открыт в 1975) проходит европейская автострада Стокгольм - Лиссабон.

Гамбург - один из самых зелёных городов ФРГ (свыше 40% городской территории занимают парки, сады, поля, леса); один из главных рекреационных объектов - парк «Плантен унд блумен», расположен в северной части города. По числу мостов (свыше 2200) Гамбург неофициально занимает одно из первых мест среди городов мира. Среди достопримечательностей Гамбурга - Рыбный рынок (в районе порта), зоопарк Хагенбека (1907).

Гамбург - один из ведущих культурных центров Германии и Северной Европы, центр образования, НИОКР. Гамбургский университет (1919), Технический университет (1978), Академия искусств (1948-50), Университет федеральных вооруженных сил (1973) и др.; высшие школы: музыки и театра (1950), права, экономики и политики, прикладных наук, изобразительного искусства и др. Среди научных учреждений научно-исследовательские институты: метеорологического Общества М. Планка, тропической медицины (1900), экономических исследований (1908), Федеральный центр рыболовства (1948), германский гидрографический, ядерных исследований (в Гестхахте; в том числе проводятся НИОКР в области создания и использования судовых атомных силовых установок). Библиотеки университетов и научно-исследовательских институтов. Музеи: истории Гамбурга (1839), Альтонский музей Северной Германии (1863), Городской музей (1863; в том числе коллекция фигур, украшавших носы старинных кораблей), Художественная галерея (1869; одна из самых крупных в Германии, европейское искусство 14-20 века), Музей искусства и ремесла (1877), этнологии (1879), Кёстнера (1889), исторический (1903), Музей Э. Барлаха (1961), Галерея современного искусства (1997), Музей И. Брамса, Дом Г. Гейне. Планетарий, морская обсерватория.

С 17 века Гамбург - крупный центр музыкальной  культуры: с городом связано развитие северо-немецкой органной школы, творчество Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, К. Ф. Э. Баха. Театры: Гамбургская государственная опера, «Талия-театер» (1843, в современном здании с 1912), Немецкий драматический (1900), «Онзорг-театер» (1902), «Каммершпиле» (1941), оперетты и др. Филармоническое концертное общество (1828). Государственный филармонический оркестр (1934). Оркестр Северогерманского радио. Концертный зал «Лайсхалле» (основан в 1908 году как «Музикхалле»). С 1975 года проводится фестиваль «Дни балета», с 1985 - Международный фестиваль короткометражных фильмов. Футбольный клуб «Гамбург». В 1974 и 2006 годах в Гамбурге прошли матчи чемпионатов мира по футболу.

В последней четверти 20 века в Гамбурге ускоренно развивался третичный сектор экономики, доля обрабатывающей промышленности в структуре занятости и ВРП значительно сократилась. В начале 21 века ВВП на душу населения на 1/3 выше среднегерманского показателя, уровень безработицы несколько ниже среднего по стране. В экономике города резко доминирует сфера услуг (занято более 75% работающих). Гамбург - важный торговый, финансовый и деловой центр Германии, ведущий в стране центр размещения штаб-квартир ТНК (из 500 крупнейших германских фирм около 50 имеют штаб-квартиры в Гамбурге; во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене - по 30, в Берлине - 11). Гамбургские фирмы имеют более 2700 филиалов в странах ЕС. Всего в городе зарегистрировано более 90 тысяч компаний (большая часть заняты мелким бизнесом, до 10 работающих). Гамбург имеет давние традиции страховой деятельности (первое страховое общество открыто в 1676 году) и является крупнейшим центром размещения страховых компаний (из 700 основных германских страховых предприятий более 100 имеют штаб-квартиры в Гамбурге). В городе располагаются крупные торговые предприятия, банки, биржи (в том числе товарные биржи сахара, кофе, каучука). Как банковско-финансовый центр ФРГ (в городе сосредоточено около 200 штаб-квартир банков, из них 36 зарубежных) Гамбург сильно уступает Франкфурту-на-Майне, но идёт вровень с Дюссельдорфом и Берлином. Важную роль в третичном секторе экономики играют политико-административные функции города - федеральной земли; по числу расположенных в пределах Гамбурга консульских учреждений город занимает одно из первых мест в мире. Гамбург - один из германских лидеров в области СМИ (включая производство аудиовизуальной и мультимедийной продукции), крупный центр европейской киноиндустрии. Развито газетно-издательское дело (до 1990 года на Гамбург приходилось более 40% тиража ежедневных газет в ФРГ), здесь расположены известные издательства, в том числе «Springer», «Heinrich Bauer», «Grüner + Jahr». Крупный центр туристского бизнеса.

В обрабатывающей промышленности (включая строительство) занято около 25% работающих. Ядро индустриального комплекса - машиностроение, основу которого традиционно составляет судостроение. В 1960-х - начале 1970-х годов общее число верфей достигало 60-70; в последней четверти 20 века из-за спада в мировом судостроении и сокращения заказов многих мелкие и средние верфи были закрыты. В начале 21 века на Гамбург приходится менее 1/4 морского судостроения ФРГ (в 1990 - около 1/3), более половины действующих верфей занято только судоремонтом. Крупнейшие верфи - всемирно известные «Blohm und Voss» и «Howaldtswerke - Deutsche Werft». Развиты авиационная (предприятия авиаконцернов «Messerschmitt-Вölkow-Blohm» и «Vocker»), электротехническая и радиоэлектронная промышленность (производство рентгеновских аппаратов, электродвигателей, радиоаппаратуры и др.), точная механика и оптика, общее машиностроение. С конца 20 века ускоренно развиваются наукоёмкие производства (в том числе микропроцессоров, интегральных схем, высокоточных приборов); в начале 21 века для структурной модернизации машиностроения реализуется программа «от корабля к чипу».

На основе переработки привозного сырья в Гамбурге возникли нефтепереработка (заводы «ESSO», «Deutsche Shell», «ВР»; крупные нефтехимические комплексы расположены в пригородах Гамбурга на левобережье Эльбы), цветная металлургия (на Гамбург приходится до 80% выплавки меди в Германии), многие производства пищевкусовой промышленности (в том числе шоколада, табачных изделий, переработка кофе и чая и др.; развиты также рыбоконсервная, мукомольная, маслобойная, производство маргарина, пива). Предприятия химической (переработка грузов, идущих на экспорт; производство удобрений, химических волокон, резинотехнических изделий и др.), лёгкой, деревообрабатывающей промышленности; производство музыкальных  инструментов (роялей и др.).

Лит.: Die Bauund Kunstdenkmale der Freien und Hansestadt Hamburg. Hamb., 1953-1968. Bd 1-3; Bracker J. Hamburg. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. 3. Aufl. Hamb., 1992; Thede-Ottowell А.-М. Hamburg. Vom Alsterhafen zur Welthafenstadt. Hamb., 1996; Kleßmann Е. Geschichte der Stadt Hamburg. 7. Aufl. Hamb., 2002; Hamburg Altstadt / Mit Beitragen von R. Busch. Stuttg., 2002.

О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий (экономика).