Гамбургская государственная опера

Гамбургская государственная операГАМБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Hamburgische Staatsoper), один из старейших музыкальных  театров Европы, первый публичный оперный театр Германии.

Основан по инициативе жителей Гамбурга, открыт в 1678 году. В 1769 создана балетная труппа. В 1827 году оперная и балетная труппы стали частью Городского театра. В 1920 году они отделились от драматической труппы и образовали музыкальный  театр «Опернхаус», в 1934 году получивший статус государственного театра и современное название. В августе 1943 года здание Гамбургской государственной оперы разрушено при бомбардировке (в 1946-55 годах труппы выступали в различных помещениях), в 1954-55 отстроено заново и открыто постановкой оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.

Опера. С театром сотрудничали авторы первых немецких опер Н. Штрунк, И. 3. Куссер, Р. Кайзер, И. Маттезон, в 1722-28 - Г. Ф. Телеман; состоялись премьеры первых опер Г. Ф. Генделя («Альмира», «Нерон», обе 1705). В 1748 году в качестве капельмейстера итальянской труппы П. Минготти здесь работал К. В. Глюк. В 1828 при театре основан Городской (ныне Государственный филармонический) оркестр. В 1844 году Р. Вагнер дирижировал своей оперой «Риенци». 1870-90-е годы - период расцвета театра: осуществлено много премьер, главным дирижёром был Г. Малер (впервые в Германии поставил оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1892), хормейстером - Б. Вальтер. С 1901 года здесь часто дирижировал А. фон Никит, в 1910-12 работал О. Клемперер, в 1931-1933 - К. Бём. Постановками своих опер дирижировали Э. д’Альбер, Г. Шарпантье, Р. Штраус, 3. Вагнер (смотри Вагнер, семья). С середины 20 века Гамбургская государственная опера - один из крупнейших оперных театров мира. Росту исполнительского уровня способствовали дирижёры и музыкальные  руководители театра Г. Реннерт, Л. Людвиг, Х. Штайн, К. фон Донаньи, И. Мецмахер. Характерным стало обращение к современному репертуару и привлечение режиссёров с радикальными художественными идеями. Под руководством Х. Титьена (1956-59) состоялась знаменитая постановка оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера (режиссер Виланд Вагнер). В 1959-73 и 1985-88 годах театром руководил Р. Либерман, который осуществил около 30 новых постановок и основал международный фестиваль «Недели современного музыкального театра» (1961). Высоким уровнем режиссуры отличались спектакли 1973-77 годов (главный режиссёр Г. Фридрих), в том числе «Хованщина» М. П. Мусоргского (1974, на русском языке). В 1988-97 под руководством Г. Альбрехта состоялись постановки, получившие мировую известность: «Парсифаль» Р. Вагнера (1992, режиссёр Р. Уилсон), «Хованщина» Мусоргского (1994, режиссёр Г. Купфер), «История доктора Иоганна Фауста» А. Г. Шнитке (1995, первая постановка, режиссёр Дж. Дью). В 1997-2005 с Гамбургской государственной оперой сотрудничал режиссёр П. Конвичный. С 2005 года художественный руководитель и главный дирижёр - австралийка С. Янг. В театре в разное время пели А. Ротенбергер, М. Мёдль, И. Нильсен, Э. Мартон, П. Доминго, К. Молль, Ф. Грундхебер, Т. Мозер и др. В 1980 году партию Амнериса в опере «Аида» Дж. Верди исполнила Е. В. Образцова. При театре работает Международная оперная студия, где обучаются певцы из разных стран.

Реклама

Балет. В 1769 году Ф. Л. Шрёдером был поставлен первый балет - «Дон Жуан» К. В. Глюка. В 1830-40-е годы популярностью пользовались большие романтичные балеты, с триумфом проходили гастроли танцовщиц М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др. В 1862-64 годах солисткой труппы была австрийская балерина К. Лайнер, которая поставила ряд спектаклей («Уриэль, демон ночи» и др.). Устойчивые традиции классической школы, сложившиеся в балете к началу 20 века, соединились в 1920-е годы с поисками современного пластического языка в творчестве хореографов Р. фон Лабана и А. Кнуста. Их студия камерного балета, новаторские постановки («Терпсихора» на музыку  Г. Ф. Генделя, 1925; «Шутовское зеркало» на музыку  Ф. Листа, 1926, и др.) имели общегерманский успех. Росту профессионального уровня балетной труппы способствовали возглавлявшие её в разные годы хореографы: Х. Шведлунд, Д. Хойер, Г. Бланк, П. ван Дийк, С. Арова. Они не только сохраняли классический репертуар, но и пополняли его современными произведениями, например балетами И. Ф. Стравинского. На мировой уровень Гамбургский балет вывел Дж. Ноймайер (главный хореограф Гамбургской государственной оперы и директор балетной труппы с 1973 года, с 1996 интендант и художественный руководитель балетной труппы). Большое значение для создания неповторимого постановочного стиля имеет постоянное сотрудничество с художником Ю. Розе. С труппой работают хореографы: М. Эк, М. Бежар и др. Репертуар включает балеты Дж. Кранко, Дж. Баланчина, Н. Р. Макаровой, Л. В. Якобсона, Х. Лимона, А. Тюдора, У. Форсайта, И. Килиана и др. Среди ведущих артистов: А. Поликарпова, И. Урбан, А. Рябко, И. и О. Бубеничек. С 1975 года в конце каждого сезона проходит смотр лучших постановок «Гамбургер баллетттаге», который завершает гала-концерт в честь В. Ф. Нижинского; проводятся открытые репетиции и мастер-классы «Баллеттверкштеттен». В 1978 году при Гамбургской государственной опере организована балетная школа, в 1988 - Балетный центр. С 1999 года театр проводит балетный конкурс «PRIX Dom Рérignon».

Лит.: Busch М. W., Dannenberg Р. Die hamburgische Staatsoper. Z., 1988; Marx Н.J., Schröder D. Die Hamburger Gänsemarkt-Oper: 1678-1748: Katalog der Textbücher. Laaber, 1995; Schröder D. Zeitgeschichte auf der Opernbühne: barockes Musiktheater in Hamburg im Dienst von Politik und Diplomatie. Gött., 1998.

Л. А. Полётова.