Ганди Мохандас

Ганди (Махатма Ганди) МохандасГАНДИ (Махатма Ганди) Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар - 30.1.1948, Дели), один из главных лидеров освободительной борьбы народов Индии, основоположник идеологии гандизма. Родился в семье главного министра гуджаратского княжества Порбандар. Принадлежал к касте торговцев - банья. Воспитывался в условиях строгого соблюдения обычаев индуистской религии и принципов аскетизма, что наложило яркий отпечаток на его мировоззрение. В 1888-91 годах получил юридическое образование в Лондоне. До 1893 года занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 годах служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь впервые проявил себя как политический деятель. В 1894 году основал Индийский конгресс Наталя, который развернул борьбу против расовой дискриминации местного индийского населения; в 1906-13 годах руководил борьбой индийцев Трансвааля за признание их гражданских прав. В южно-африканский период жизни, познакомившись с учением Л. Н. Толстого и опираясь на принцип ахимсы (санскритский - непричинение зла всему живому), Ганди выработал тактику мирного, ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграха (санскритский - упорство в истине).

Реклама

По возвращении на родину в январе 1915 года Ганди основал центр обучения сатьяграхе (Сабармати-ашрам) и организовал серию локальных кампаний гражданского неповиновения. Ганди и его последователи выступали на митингах с призывами к борьбе против британского господства с использованием ненасильственных форм. Ганди осуждал также классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из «принципа опеки». С 1920 года он стал ключевой фигурой в Индийском национальном конгрессе (ИНК). Под руководством Ганди ИНК превратился из организации политической элиты Британской Индии в массовую демократическую партию. В августе 1920 года Ганди возглавил общенациональную кампанию гражданского неповиновения. Её программа предусматривала отказ от титулов и почётных должностей, бойкот судов, законодательных органов и прекращение службы в британских колониальных учреждениях. Формами протеста были массовые митинги, демонстрации, пикеты. После того как в феврале 1922 года в Чаури-Чаура толпа крестьян сожгла полицейский участок, Ганди заявил о прекращении кампании, вышедшей за рамки ненасилия. Обвинённый в организации беспорядков, Ганди в марте 1922 года был арестован и приговорён к 6 годам тюремного заключения, однако в декабре 1924 года по состоянию здоровья выпущен на свободу. На несколько лет Ганди отошёл от антиколониальной борьбы и сосредоточил свои усилия на борьбе за ликвидацию института «неприкасаемых», за обеспечение единства индусов и мусульман, за создание национальных школ. Идеализируя патриархальные отношения и проповедуя исключительность исторического развития Индии, Ганди выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство облегчения положения широких слоёв населения, но и возможность освободить индийскую экономику от иностранной зависимости и сохранить культурные традиции.

С началом нового подъёма антиколониальной борьбы в Индии в конце 1920-х годов в связи с отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона, как того требовал ИНК, Ганди вернулся к политической деятельности и организовал 2-ю общенациональную акцию неповиновения. 12.3 - 6.4.1930 он возглавил «соляной поход», в рамках которого сотни тысяч индийцев двинулись к берегу Аравийского моря и стали выпаривать соль, протестуя тем самым против соляной монополии, установленной британскими колониальными властями. За организацию «соляного похода» Ганди был арестован и почти год провёл в тюрьме.

В марте 1931 года он подписал соглашение с британскими властями, по которому приостанавливал акции протеста в обмен на освобождение арестованных членов ИНК и определённые экономические уступки деловым кругам Индии. В том же году он представлял ИНК на 2-й Конференции круглого стола в Лондоне по общинно-религиозному вопросу. В январе 1932 - марте 1934 годов Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, неоднократно объявлял голодовки. В 1934 году он вышел из ИНК, обвинив его ведущих деятелей в том, что они рассматривают ненасилие лишь как средство политической борьбы, а не как главный принцип общественной жизни. Однако, несмотря на разрыв с ИНК, Ганди оставался одним из его фактических лидеров до конца жизни. Во 2-й половине 1930-х годов он занимался проблемами индийской деревни (создание системы деревенского самоуправления) и улучшением положения «неприкасаемых».

В 1942 году, во время 2-й мировой войны, Ганди выдвинул в отношении британских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японской агрессии. В том же году Ганди был арестован и находился в тюрьме до 1944 года. В 1947 году он выступил против раздела Британской Индии на Индийский Союз и Пакистан по религиозно-общинному принципу. С риском для жизни Ганди посещал места кровопролитных столкновений индусов и мусульман и призывал их к мирному сосуществованию. Был убит членом индусской организации Хинду Маха Сабха, недовольной выступлениями Ганди в защиту мусульманского меньшинства в Индии.

Ставя перед индийцами цель поэтапного и постепенного продвижения к независимости, Ганди считал, что эта цель достижима лишь при условии объединения всех социальных, кастовых, этнических и конфессиональных групп и партийных сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации - ИНК. В сатьяграхе, сочетавшей активную оппозицию колониальному режиму с ненасилием, Ганди видел универсальную форму национальной и социальной консолидации индийского общества. Проповедуя ахимсу, Ганди принял обет брахмачари (воздержания от мирских соблазнов и искушений) и вёл аскетический образ жизни. Он был убеждён, что политический и духовный лидер должен быть нравственно-этическим ориентиром общества. Образ праведного наставника-мудреца, традиционно харизматический в Индии, возвышал Ганди над другими политиками. Его называли Махатмой (санскритский - Великая душа), Бапу (санскритский - Отец).

Соч.: The collected works. New Delhi, 1958-1994. Vol. 1-100; Моя жизнь. М., 1959.

Лит.: Роман Р. Махатма Ганди. Л., 1924; Fischer L. The life of Mahatma Gandhi. L., 1951; Tendulkar D. G. Mahatma. Life of М. К. Gandhi. Bombay, 1951-1954. Vol. 1-8; Намбудирипад Е. М. Махатма Ганди и гандизм. М., 1960; Комаров Э.Н., Литман А. Д. Мировоззрение М. К. Ганди. М., 1969; Мартышин О. В. Политические взгляды М. К. Ганди. М., 1970; Nanda В.R. Three statesmen. Gokhale, Gandhi and Nehru. New Delhi, 2004; Sharma J. S. Mahatma Gandhi. А descriptive bibliography. 2nd ed. New Delhi, 1968.

В. П. Кашин.