Гансвурст

Гансвурст. Гравюра П. Шенка. Кон. 17 - начало 18 в. Из собрания Г. Тимига.ГАНСВУРСТ (немецкий Hanswurst, буквально - Ганс-колбаса), комический персонаж немецкого народного театра. Появился в 16 веке в фастнахтшпилях. В 17 веке получил распространение как главное лицо комических интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих трупп. Гансвурст - простолюдин, простак и хитрец, весёлый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей фарсовыми шутками и трюками. Постоянно обращаясь по ходу действия к публике, гансвурст широко использовал импровизацию. Кроме германской разновидности гансвурста существовала австрийская, усвоившая под влиянием итальянской комедии дель арте некоторые черты Арлекина. В творчестве актёра Й. Страницкого, придавшего гансвурсту облик весёлого зальцбургского крестьянина, гансвурст пережил последний взлёт своей популярности. В 1-й половине 18 века классицист И. К. Готшед боролся против представлений с участием гансвурста как проявления дурного вкуса. Под его влиянием актриса и театральный деятель Ф. К. Нойбер в 1737 году устроила драматизированный суд над гансвурстом на сцене своего театра в Лейпциге (в прологе соломенное чучело гансвурста подвергалось сожжению). Впоследствии Г. Э. Лессинг резко осудил стремление изгнать гансвурста со сцены, расценивая это как разрыв с традициями немецкого народного творчества, и сделал попытку восстановить гансвурст в Гамбургском национальном театре (1767-1768). В конце 18 века гансвурст окончательно исчез со сцены, уступив место комическим персонажам водевилей и зингшпилей.

Лит.: История западноевропейского театра / Под редакцией С. С. Мокульского. М., 1956. Т. 1; Jacob М. Mein Kasper und ich. Rudolstadt; Lpz., 1964; Arndt F. Das Handpuppenspiel. 6. Aufl. Basel, 1976; Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол. М., 1983; Goldovskii В. Chronik des puppentheaters in Rußland im 15-18. Jh. Moscau, 1994.