Ганс Абель

А. Ганс. Кадр из фильма «Колесо». 1923.ГАНС (Gance) Абель (25.10.1889, Париж - 10.11.1981, там же), французский режиссёр. Один из видных представителей европейского авангардизма. Творческую деятельность начал как поэт и драматург. В 1908 году играл в театрах Парижа, Брюсселя. В 1909 году снялся в фильме «Мольер» (режиссер Л. Перре). В 1910-11 годах писал сценарии для режиссёров Л. Фёйада и А. Капеллани. Первая режиссёрская работа Ганса - «Плотина» (1912). В 1914-15 годах служил в армии, ставил фильмы на военную тему («Возвращаются ли мёртвые?», 1915; «Героизм Падди», 1916, и др.). В 1915 году поставил фильм «Безумие доктора Тюба», где экспериментировал, применяя комбинированные съёмки, двойную экспозицию, деформирующую оптику и тому подобное. Успехом пользовались фильмы «Матерь скорбящая» (1917), «Десятая симфония» (1918), «Я обвиняю» (1919). В фильме «Колесо» (1923) мощный темперамент режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и неожиданными ракурсами. Все свои значительные фильмы Ганс ставил по собственным сценариям. Крупнейшее достижение - исторический фильм «Наполеон» (1927), где впервые была использована изобретённая Гансом техника «поливидения» (одновременная проекция разных планов на три экрана). В годы звукового кино Ганс первым сформулировал понятие «звуковой перспективы», предвосхитившее появление стереофонии. Продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, повторял в звуковом варианте свои старые фильмы - «Матерь скорбящая» (1932), «Наполеон» (1934), «Я обвиняю» (1938) и др., либо ставил экранизации и мелодрамы - «Дама с камелиями» (1934), «Великая любовь Бетховена» (1936), «Потерянный рай» (1940) и др. В 1954 году поставил фильм «Нельская башня». Продолжал эксперименты с новыми техническими средствами («Мажирама», 1956, совместно с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища («Аустерлиц», 1960, совместно с Р. Ришбе). Первый лауреат национального Гран-при в области кино (1974).

Реклама

Лит.: Jeanne R., Ford Ch. А. Gance. Р., 1963.