Гаошань

Гаошань. Вождь рукаи. Фото начало 20 в..ГАОШАНЬ (гэсэнь - китайский «горцы»; юаньчжуминь - китайский «аборигены»; устаревший хуань-а - китайский «варвары»), группа народов в Китае - коренное австронезийское население острова Тайвань. Общая численность около 407 тысяч человек (2005, оценка). Горные гаошань (собственно гаошань) живут в горах центрального и южного Тайваня и на  восточных равнинах (с севера на юг): сайсият (4,8 тысяч человек), атаял (84,3 тысяч человек), труку (тароко, или седек, - 27,8 тысяч человек), тхао (300 человек), цоу (5,0 тысяч человек), канаканабу (250 человек), саароа (370 человек), бунун (38,0 тысяч человек), рукаи (10,5 тысяч человек), ами (панцах, 140 тысяч человек), пуюма (8,5 тысяч человек), паиван (80,5 тысяч человек).

Говорят на тайваньских языках и на китайском языке. Признаны правительством в качестве отдельных этнических групп; официально к гаошань относят также дао (3 тысячи человек), живущих на острове Ланьсюй и говорящих на близком к филиппинским языкам языке ями. Равнинные аборигены Тайваня (китайский пинпу, пепо) живут на западе и севере, часть полностью ассимилирована: кавалан (кабаран, 100 человек), басаи (включая каукаут и тробиаван), кетангалан (люйлан), таокас, пазех (1 человек), папора, бабуза (200 человек), хоанья (включая льоа и арикун), сирая (включая макатао и тайвоан) - почти полностью перешли на китайский язык и, как правило, официально не признаются в качестве аборигенных народов. Около 30 тысяч человек живёт в городах Шанхай, Пекин, Ухань и в провинции Фузцянь. По религии в основном протестанты и католики

Реклама

гаошаньГаошань  - потомки древнейшего населения Тайваня. Традиционные занятия - подсечно-огневое террасное поливное земледелие (рис, просо, таро, батат) у женщин, охота (главным образом коллективная охота на оленей; оружие - лук, копьё, ловушки) и рыболовство у мужчин. Ремёсла - ткачество, гончарство, обработка дерева, бамбука. Животноводство развито слабо. На равнинах поселения обносились изгородью из бамбука со сторожевой башней. На юге известны крупные посёлки (до 1500 человек). Были известны свайные жилища (у сирая), полуземлянки, выкопанные в склонах гор (у атаял) и пещеры с навесом перед входом (у паиван). Одежда из шкур, пеньки и хлопчатобумажной ткани: набедренная повязка и короткая куртка у мужчин, юбка, нагрудник и накидка (девушки драпируют её вокруг тела, женщины носят в ней детей за спиной) у женщин. До конца 20 века практиковались подпиливание зубов, татуировка у совершеннолетних мужчин и замужних женщин. Общины, владеющие землёй (с регулярными переделами) и охотничьими угодьями, состояли из родственных групп (от 20-30 до 200 человек), возглавлялись выборными старейшинами. У равнинных народов известны женщины-старейшины, матрилинейное наследование и матрилокальный брак. Системы родства малайского (гавайского) типа. До конца 19 века бытовали кровная месть и охота за головами. Известны отработки за жену и умыкание (у паиван); у атаял и ами юноша, чтобы вступить в брак, должен был отличиться на охоте, у ами и паиван существовали дома для юношей. Сохраняются культы духов и предков, в фольклоре прослеживаются связи с индонезийскими и океанийскими мифами. Сохранились баллады, сказки, гимны предкам, трудовые, охотничьи, погребальные песни. При Совете министров Тайваня создан Совет аборигенных народов.

Лит.: Итс Р. Ф. Архаические формы социально-производственных объединений тайваньских горцев // Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972; Taiwanese aboriginal history: Amis. Taipei, 2001.