Гармоника (гармонь)

ГАРМОНИКА, гармонь (от греческого αρμονι­κ?ς - созвучный, стройный, гармоничный), клавишно-духовой музыкальный инструмент класса аэрофонов. Источник звука - так называемые проскакивающие язычки, колеблющиеся под действием воздушной струи и управляемые кнопками, или клапанами (в некоторых видах - клавишами фортепианного типа). Первая гармоника (настольная, с хроматическим звукорядом) построена в 1780 году петербургским органным мастером чешского происхождения Ф. Киршником. Самое широкое распространение получила ручная гармоника, известная во множестве разновидностей. К гармонике относятся также губная гармоника, фисгармония.

Первая ручная гармоника сконструирована в 1822 году немецким мастером К. Ф. Бушманом. Корпус ручной гармоники состоит из 2 частей, соединённых мехами. Правая клавиатура в большинстве случаев предназначена для исполнения мелодии; язычки, управляемые с правой клавиатуры, располагаются парами, один звучит при сжатии мехов, другой - при растягивании.

ГармоникаЕсли оба язычка настроены по-разному, нажатие одной какой-либо кнопки позволяет извлечь 2 разных звука при сжатии и растягивании мехов. Такая система была применена во многих разновидностях русской гармоники, начиная с тульской. Более прогрессивна система, при которой оба язычка, составляющие пару, настроены в унисон: высота звука в таких гармониках одинакова при сжатии и растягивании мехов. Эта система применена во многих разновидностях русских гармоник (вологодская, хромка), в баяне и аккордеоне. На основе тульской гармоники была построена первая русская гармоника с хроматическим звукорядом системы Н. И. Белобородова. В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд сконструировал 3-рядную гармонику с полным хроматическим звукорядом.

Реклама

В левой части корпуса помещаются кнопки, служащие для аккомпанемента. На инструменте с 2 кнопками можно извлечь лишь тонику и доминанту, с увеличением количества кнопок возможности аккомпанемента возрастают; дальнейшее развитие аккомпанемента шло по квинтовому кругу. В 1829 году венский мастер К. Демиан изобрёл способ извлечения готового аккорда для аккомпанемента нажатием одной кнопки.

С начала 19 века гармоника широко распространилась в Германии, Австрии, Франции, Англии и других странах Европы. В России промышленное производство гармоник началось в 1830-е годы в Туле. На протяжении приблизительно 100 лет в разных областях России было создано множество разновидностей гармоник, отличающихся конструкцией и звукорядами: тульская, череповецкая, саратовская, вятская, ливенка (все - с однорядной правой клавиатурой); вологодская (2-рядная), елецкая (1-рядная русянка, 1-рядная рояльная, 2-рядная рояльная хроматическая), бологоевская (2- и 3-рядная), смоленская (3-рядная), новоржевская (4- и 5-рядная), касимовская (2-рядная), нижегородская тальянка (1-рядная), петербургская (2-, 3- и 4-рядная), хромка (2-рядная диатоническая). Каждая модель отражала особенности местного репертуара и исполнительскую специфику. В 1870-е годы в России появились так называемые городские гармоники (в основе - 2-и 3-рядная «венка»), не имевшие ярко выраженных локальных признаков.

В зонах влияния русской культуры на протяжении 19-20 веков появились национальные разновидности гармоник (у народов Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья, Средней Азии). Наиболее совершенные инструменты типа гармоники, располагающие хроматическим звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, - баян и аккордеон. В разных странах сохраняют популярность местные разновидности гармоники, также концертика и бандонеон.

Лит.: Благодатов Г. И. Русская гармоника. М., 1960; Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967; он же. Справочник по гармоникам. М., 1968; он же. ...И звучит гармоника... М., 1979; он же. Схема возникновения и классификация основных видов гармоник. М., 1992; он же. Гармоника: прошлое и настоящее. М., 1994.

А. М. Мирек.