Гарсия Маркес

Гарсия МаркесГАРСИЯ МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (родился 6.3.1928, Аракатака), колумбийский писатель. Окончил интернат Национального лицея г. Сипакира (1946). В это время начал сочинять рассказы в духе Ф. Кафки и Дж. Джойса, печатался в газетах; поступил на юридический факультет университета Боготы, но в 1948 году из-за сложной политической обстановки переехал в Картахену, посвятив себя журналистике и словесности. В 1955 году эмигрировал, жил в Италии, Франции, Венесуэле, Мексике. Успех принесли повесть «Полковнику никто не пишет» («El Coronel no tiene quien le escriba», 1961, русский перевод 1972), а также сборник рассказов «Похороны Великой Мамы» («Los Funerales de la Mama Grande», 1962), основанных на детских воспоминаниях. Вершина творчества Гарсия Маркеса - роман-притча «Сто лет одиночества» («Cien anos de soledad», 1967, русский перевод 1970), где неизменно присутствующая во всех произведениях Гарсия Маркеса тема человеческого одиночества приобрела поистине вселенский масштаб.

Реклама

Роман, в котором уникальное переплетение фантастических, народно-мифологических мотивов с реальными событиями, совмещение первобытного и современного типов мышления создавало эффект особого преображения действительности, стал одним из центральных произведений магического реализма. Исследованию тоталитарной власти и её влияния на формирование личности посвящены роман «Недобрый час» («La mala hora», 1962, русский перевод 1974), сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и её жестокосердной бабке» («La increlble у triste historia de la Candida Eréndira у de su abuela desalmada», 1972). В романе «Осень патриарха» («El otono del patriarca», 1975, русский перевод 1977) Гарсия Маркес, демонстрируя трагические последствия, к которым приводит неограниченная власть, одновременно повествует о присущей народу парадоксальной страсти к мифотворчеству, неизбывной способности придавать форму мифа всему, что недоступно рациональному осмыслению и анализу. В романе «Хроника объявленной смерти» («Cronica de una muerte anunciada», 1981, русский перевод 1981) основные для творчества Гарсия Маркеса темы насилия, власти и одиночества претворены в череде образов и ассоциаций из разных культурных пластов, сведённых в единую мифопоэтическую картину мира. Многие произведения Гарсия Маркеса экранизированы; среди режиссёров - Р. Герра, М. Литтин, Ф. Рози. Нобелевская премия (1982).

Соч.: Textos costenos. Madrid, 1991; Палая листва. СПб., 2000; Избр. произведение М., 2004.

Лит.: Rama А., Vargas Llosa М. Garcia Marquez у la problemâtica de la novela. В. Aires, 1973; Земсков В. Б. Г. Гарсиа Маркес. М., 1986; Bell-Villada G. Н. Garcia Marquez: the man and his work. L., 1990; Haddad Н. G.Garcia Marquez. Р., 1993; Coley Рérez I. G. Garcia Marquez: reflexiones metafisicas. Barranquilla, 1997; Ulchur Collazos I. Garcia Мârquez: del humor у otros dominios. Quito, 1997; Папоров Ю. М. Г. Гарсия Маркес: Путь к славе. СПб., 2003.

Л. Г. Хорева.