Гарсия Лорка
ГАРСИЯ ЛОРКА (Garcia Lorca) Федерико (5.6.1898, Фуэнте-Вакерос, близ Гранады - 19.8.1936, Виснар, там же), испанский поэт, драматург. Окончил колледж Святого сердца Иисусова в Гранаде (1914); в 1915-23 (с перерывами) учился в Гранадском университете. Поддерживал дружеские отношения с А. Мачадо-и-Руисом и М. де Унамуно, М. де Фальей, Л. Буньюэлем, С. Дали, Р. Альберти, Х. Гильеном. В 1929-30 годах находился в США, посещал занятия в Колумбийском университете (Нью-Йорк); в марте-июне 1930 - на Кубе по приглашению Испано-Кубинского института; в июне 1930 года вернулся в Испанию. В 1931 году совместно с Э. Угарте организовал и возглавил передвижной университетский театр «Ла Баррака», целью которого являлась популяризация испанской классической драматургии; в 1933-34 годах вместе с театром посетил Аргентину, Уругвай и Бразилию.
Печатался с 1917 года. Первая книга Гарсия Лорка - сборник путевых заметок об Испании «Впечатления и пейзажи» («Impresiones у paisajes», 1918); первое драматическое сочинение - феерия «Злые чары бабочки» («El maleficio de la mariposa», 1919, опубликован в 1954), в котором ощутимо влияние Э. Ростана и М. Метерлинка. Ранняя лирика Гарсия Лорка - в духе романтичной и символистской поэзии [«Книга стихов» («Libro de poemas», создана в 1918-20, опубликована в 1921)]. Фольклорное начало доминирует в «Поэме о канте хондо» («Poema del cante jondo», создана в 1921- 1926, опубликована в 1931), отразившей увлечение цыганско-андалусским пением. В сборник «Цыганское романсеро» («Romancero gitano», создан в 1924-27, опубликован в 1928), где соединялись старинные легенды и песни с сюжетами литературного происхождения, Гарсия Лорка переосмысливает традиционный для испанской литературы жанр лиро-эпического романса, насыщая его сложными ассоциациями, прихотливым метрическим рисунком. Гротескные мотивы и образы характерны для антиурбанистического цикла «Поэт в Нью-Йорке» («Poeta en Nueva York», 1929-1930, опубликован в 1940), сюрреалистическая поэтика которого перекликается с фильмом Л. Буньюэля «Золотой век». Кульминация поэтического творчества Гарсия Лорка - циклы «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» («Llanto рог Ignacio Sânchez Mejias», 1936) и «Диван Тамарита» («Divan del Tamarit», 1935, опубликован в 1940), изобилующие изощрёнными жанровыми и метрическими экспериментами (включая использование поэтических форм арабского происхождения).
Реклама
В драматургии Гарсия Лорка бурлескное начало сочетается с романтичным пафосом, стихия ярмарочного зрелища - с элементами традиционными для испанского театра жанра ауто и приёмом «театра в театре» (под влиянием Л. Пиранделло): историческая драма «Марьяна Пинеда» («Mariana Pineda», 1927); фарсы «Чудесная башмачница» («La zapatera prodigiosa», 1930, опубликован в 1938) и «Любовь дона Перлимплина» («Amor de don Perlimplin», 1933, опубликован в 1938) и др. Связь с эстетикой сюрреализма особенно ощутима в незавершённой аллегорической драме «Публика» («El рûblico», 1930-31, опубликована в 1976), в которой утверждается достоинство человеческой личности, противостоящей толпе, и в философской мистерии о противоборстве человека и времени «Когда пройдёт пять лет» («Asi que pasen cinco anos», 1931, опубликована в 1937). Наиболее известна драматическая трилогия Гарсия Лорка: воскрешающая традицию античного театра трагедия в стихах «Кровавая свадьба» («Bodas de sangre», 1933, опубликованы в 1936), «трагическая поэма» (по определению Гарсия Лорка) «Йерма» («Yerma», 1934, опубликована в 1937), а также прозаическая драма «Дом Бернарды Альбы» («La casa de Bernarda Alba», 1936, опубликована в 1945), где поэтическая обобщённость уступает место психологической конкретности. Среди других сочинений - лекции и статьи о литературе, музыке, театре, живописи.
Гарсия Лорка в феврале 1936 года совместно с Альберти подписал письмо 300 испанских интеллектуалов в поддержку Народного фронта. В июле уехал из Мадрида в Гранаду, где через месяц начался фашистский мятеж. 16 августа он был арестован фалангистами, на рассвете 19 августа расстрелян. До 1953 года произведения Гарсия Лорка находились в Испании под запретом. На русский язык сочинения Гарсия Лорка переводились с 1936 года, ставились на сцене с 1939.
Соч.: Об искусстве. М., 1971; Obras complétas. 22 ed. Madrid, 1980-1987. Vol. 1-3; Избранное. М., 1986. Т. 1-2; Самая печальная радость... М., 1987; Prosa. Madrid, 1994. Vol. 1-2; Teatro inédito de juventud. Madrid, 1994.
Лит.: Diaz Plaja G. F. Garcia Lorca. В. Aires, 1948; Vàsquez Ocana F. Garcia Lorca. Мéх., 1962; Cano J. L. Garcia Lorca. Barcelona, 1962; Осповат Л. Гарсиа Лорка. М., 1965; Малиновская Н. Р. Легенда о времени Ф. Гарсиа Лорки // Литература в контексте культуры. М., 1986; Valoraciôn actual de la obra de Garcia Lorca. Madrid, 1988; Силюнас В.Ю. Ф. Гарсиа Лорка: драма поэта. М., 1989; F.Garcia Lorca е il suo tempo. Roma, 1999; F.Garcia Lorca, clâsico moderno, 1898-1998. Granada, 2000; Брагинская Э.В. Ф. Гарсиа Лорка. Биобиблиографический указатель. М., 1971.
Л. Г. Хорева.