Газель
ГАЗЕЛЬ (арабский газаль - любовное стихотворение), твёрдая форма в лирической поэзии Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Получила особое распространение в средневековой персидской литературе. Состоит из двустиший (бейтов) на одну рифму (смотри Монорим). Первый бейт несёт основную рифму в обоих полустишиях, далее рифмуются только вторые полустишия: аа ba ca da... Число бейтов колеблется от 5 до 12, каждый из них представляет собой, как правило, законченное поэтическое высказывание. Происхождение газели возводят к любовным вступлениям к арабским касыдам, однако, с учётом доисламской музыкально-песенной традиции, нельзя исключить и наличие у газели исконно иранских корней. Примерно с 12 века поэты стали упоминать в последнем стихе свой литературный псевдоним (тахаллус). Газель окончательно сформировалась к 13-14 веку и включала уже, наряду с любовными, прочие мотивы лирического репертуара (картины природы, сцены дружеских пирушек, размышления о бренности жизни и жалобы на превратности судьбы). При дворе газель было принято исполнять под аккомпанемент музыкальных инструментов; суфийские газели исполнялись во время радений. Выдающиеся средневековые поэты (Саади, Хафиз, Джалал ад-Дин Руми, Алишер Навои, Низами Гянджеви) создали классические образцы газели. К форме газели обращались как европейские поэты (И. В. Гёте, Ф. Боденштедт), так и русские (Д. П. Ознобишин, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов, И. Северянин).
Лит.: Мирзоев А. М. Рудаки и развитие газели в Х-XV в. [Душ.], 1958; Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (Х-XIV вв.). М., 1989.
Я. Ю. Чалисова.