Гефест

Гефест ГЕФЕСТ (?φαιστος), в греческой религии и мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения. Он выступает и как сама стихия огня, и как повелитель огня. Гефест - сын Зевса и Геры (по другой версии, только Геры). Он хром на обе ноги: его сбрасывали с Олимпа дважды - Гера, ужаснувшаяся его безобразному виду, и Зевс, наказывая сына. Гефест женат на прекрасной Афродите, изменявшей ему с богом Аресом, или на одной из харит. В Гефесте сочетаются безобразность с умом и мастерством художника, то есть внутренняя красота с внешним уродством, в чём древние видели нечто символическое (рассуждение в диалоге Платона «Пир» о внутренней красоте и внешнем безобразии Сократа).

Классический образ олимпийского Гефеста - кузнец, искусный мастер, художник в мастерской, полной созданных им творений. Гомер («Илиада», XVIII) подробно живописует щит, выкованный Гефестом для героя Ахилла. Он сотворил эгиду Афины, колесницу Гелиоса, роскошную опочивальню Геры, вылепил из земли и воды по приказанию Зевса прекрасную, но лживую Пандору. Гефест одарил колхидского царя Ээта четырьмя источниками, бьющими из-под виноградных лоз, - молока, вина, масла и воды. После низвержения с Олимпа Гефеста спасли жители острова Лемнос, и именно там была его кузница. На острове Самос города Гефестион и Гефестополь были названы в его честь. Возможно, что культ Гефеста был занесён на материк с островов Эгейского моря. В Афинах почитался как покровитель ремёсел. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.

Реклама

Гефест Иконография. В древнегреческой вазописи изображался в сценах «Возвращение Гефеста на Олимп» (верхом на осле), «Рождение Афины» (разрубающим голову Зевса), «Свадьба Пелея и Фетиды», «Передача Фетиде доспехов для Ахилла», «Передача Афродите доспехов для Энея», «Создание Пандоры». Атрибуты Гефеста в античном искусстве - молоток, клещи и топорик. В европейской живописи Нового времени Гефест (Вулкан) представлен как мастер кузнечного дела - широкоплечим и хромым, создающим в своей мастерской оружие и украшения для богов: «Аполлон в кузнице Вулкана» Д. Веласкеса (1630, Прадо, Мадрид), «Венера, Марс и Вулкан» Я. Тинторетто (1550, Старая пинакотека, Мюнхен), «Венера в кузнице Вулкана» Ф. Буше (1757, Лувр, Париж) и др. В аллегориях четырёх стихий персонифицирует огонь.

А. А. Тахо-Годи.