Гендель Георг Фридрих
ГЕНДЕЛЬ (Нändel, Handel) Георг Фридрих (23.2.1685, Галле - 14.4.1759, Лондон), немецкий и английский композитор. Один из крупнейших мастеров музыки 18 века, чьё творчество (наряду с творчеством И. С. Баха) стало кульминацией и завершением западноевропейского музыкального барокко. Будучи по рождению саксонцем и выдвинувшись как музыкант в Германии, он большую часть своей жизни провёл в Англии (с 1726 британский подданный); его творчество в значительной мере развивалось в контексте английской культуры. Выходец из семьи цирюльника-хирурга, Гендель уже в раннем детстве обнаружил выдающиеся музыкальные способности. Обучался под руководством органиста и композитора Ф. В. Цахау, в 17 лет стал органистом главной кальвинистской церкви в Галле. В 1703 году поступил в оркестр Гамбургского оперного театра (второй скрипач, затем клавесинист), в 1704 - дебютировал как композитор немецкой оперой «Превратности царской любви, или Альмира, королева Кастильская». Успешные постановки этой и следующей оперы - «Любовь, приобретённая кровью или злодейством, или Нерон» (1705) способствовали приглашению Генделя в Италию, где композитор провёл более 3 лет (с осени 1706 до начала 1710). Выступая как клавесинист-виртуоз, Гендель познакомился с крупнейшими музыкантами (А. Корелли, А. и Д. Скарлатти и др.) и в кратчайший срок освоил важнейшие жанры итальянской музыки. Возросший уровень мастерства в вокальном письме на итальянские тексты ярко демонстрируют оперы «Родриго» (1707, Флоренция) и «Агриппина» (1709, Венеция), оратория «Воскресение» (1708, Рим), а также многочисленные сольные кантаты.
Реклама
В 1710-16 годах Гендель - придворный капельмейстер курфюрста Ганноверского (в 1714 ставшего английским королём Георгом I), жил попеременно в Ганновере и в Лондоне, где в 1711 успешно поставлена его опера «Ринальдо», затем ещё 4 оперы: «Верный пастух» (1712), «Тезей» и «Сулла» (обе 1713), «Амадис» (1715). В конце 1716 года окончательно переселился в Англию. В 1717-18 находился на службе у графа Карнарвона (впоследствии герцога Чандоса), осваивая при этом английские музыкальные жанры (к этому периоду относятся маски «Ацис и Галатея» и «Эсфирь», а также 11 знаменитых «Чандосских антемов»).
Расцвет оперного творчества Генделя пришёлся на 1720-28 годы, когда композитор занимал пост музыкального руководителя Королевской академии музыки, основу репертуара которой составляли итальянские оперы. Здесь были поставлены его шедевры - «Радамист» (1720), «Тамерлан», «Юлий Цезарь» (обе 1724) и др. Несмотря на финансовый крах академии в 1728, в сезоне 1729-30 Гендель набрал новых певцов и возобновил оперные постановки. Конкурентная борьба с возглавляемой Н. Порпорой «Оперой знати» («Opera of the Nobility»), также ставившей в Лондоне итальянские оперы, в 1737 году привела Генделя к банкротству. Однако ни эта неудача, ни разбивший Генделя паралич не сломили композитора. Выздоровев, он вновь начал сочинять; с годами его творческие предпочтения стали меняться от итальянской оперы к оратории. К этому жанру Гендель в Лондоне стал обращаться ещё в 1-й половине 1730-х годов («Эсфирь», 2-я редакция - 1732; «Дебора» и «Аталия», обе 1733). Лишь после провала в 1741 году оперы «Дейдамия» в Лондоне и триумфа «Мессии» в Дублине (1742) оратория окончательно заняла ведущее место в творчестве композитора. С конца 1730-х годов премьеры его ораторий «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Иосиф и его братья» (1743), «Валтасар» (1745), «Соломон» (1749) и др. обычно происходили в крупнейших лондонских театрах, причём в антрактах Гендель исполнял органные концерты или руководил исполнением собственных оркестровых сочинений. Окончательное признание ораторий Генделя британской публикой пришло только во 2-й половине 1740-х годов, когда композитор фактически стал национальным героем Англии. Несмотря на поразившую его в 1751 году полную слепоту, Гендель создал ещё две оратории: «Иевфай» (1752) и «Триумф Времени и Правды» (1757), а также до последних дней жизни выступал в концертах. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Ещё при жизни Гендель был признан классиком, однако вплоть до 20 века значительная часть его творческого наследия (прежде всего оперы) пребывала в забвении, а в исполнении ораторий с 1780-х годов преобладала излишняя монументальность, не отвечавшая реальной исполнительской практике, на которую ориентировался автор. В полной мере своеобразие искусства Генделя было оценено лишь в 20 веке, когда были изданы и исполнены практически все сочинения композитора (свыше 600). В своём творчестве Гендель обобщил многообразные тенденции европейской музыки эпохи барокко, создав узнаваемый авторский стиль, для которого характерна техника «крупного штриха», свидетельствующая о большем внимании к облику целого, чем к его отдельным частям, и броская манера подачи музыкального материала при сравнительной простоте и экономии выразительных средств. Несмотря на широкое использование имитационной техники, сочинения Генделя отличает особый тип фактуры, которому даже в условиях полифонии присуща неизменная ясность гармонической основы целого и рельефное выделение важнейших мелодических образований - следствие присущего стилю композитора приоритета вокального начала (повлиявшего и на инструментальные полифонические сочинения). Искусство Генделя по сути своей объективно и действенно, в музыке подчас на первый план выходит изобразительность (например, в картинах «казней египетских» из оратории «Израиль в Египте»). Яркость и рельефность музыкальных образов во многом связаны с театральностью как одним из существенных качеств музыкального мышления Генделя, который долгое время считался прежде всего оперным композитором. Им написано 42 оперы (в основном итальянские оперы на исторические или историко-мифологические сюжеты, традиционно причисляемые к операм-сериа).
В наибольшей мере специфика искусства Генделя воплотилась в ораториях (около 25) - масштабных эпических и драматических композициях с активным участием хора. Большинство ораторий [в том числе «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747)] написаны на сюжеты из Священного Писания, которые оказались созвучны философской и политической идеям 18 века. Стилистически близки ораториям другие сочинения кантатно-ораториального типа («Ода ко дню рождения королевы Анны», «Празднество Александра», «Ода ко дню Святой Цецилии», «Празднество на Парнасе»), а также духовная музыка композитора (28 антемов, «Пассионы по Брокесу», 5 Те Deum и другие церковные песнопения). Гендель проявил себя и в камерной вокальной музыке (около 100 сольных кантат, вокальные дуэты, арии, английские песни).
Среди оркестровых сочинений Генделя выделяются 6 concerti grossi op. 3 и 12 concerti grossi op. 6; 3 сюиты «Музыка на воде» и сюита «Музыка фейерверка»; 11 концертов для органа с оркестром (ор. 4 и ор. 7); концерт для арфы с оркестром (ор. 4 № 6); 3 concerti а due cori для духовых и струнных. Им написано около 20 трио-сонат (в том числе 6 сонат ор. 2 и 7 сонат ор. 5) и примерно столько же сольных сонат для флейты (скрипки, гобоя) и бассо континуо (в том числе 12 сонат op. 1), а также множество клавирных сочинений, в том числе 6 фуг (voluntaries) и более 20 сюит. Творчество Генделя оказало воздействие на развитие не только английской музыки 18 века, но и всего европейского музыкального искусства. Оно существенно повлияло на К. В. Глюка, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, а также Л. ван Бетховена, который считал Генделя величайшим из композиторов.
Соч.: Werke / Hrsg. von F. Chrysander. Lpz., 1858-1902. Bd 1-48, 50-94. Nachtrag 1-6; Hallische Нändel-Ausgabe / Hrsg. von М. Schneider u.а. Kassel, 1955 -, Bd 1. Письма, документы: The letters and writings of G. F. Handel / Ed. Е. Н. Мüller. L., 1935.
Справочные изд.: Нändel-Handbuch. Kassel u.а., 1978-1986. Bd 1-4 [включает тематический указатель сочинений]; Burrows D., Ronish М. А Catalogue of Handel’s musical autographs. Oxf., 1994.
Лит.: Chrysander F. G. F. Нändel. 2. Aufl. Lpz., 1919; Leichtentritt Н. Нändel. Stuttg., 1924; Грубер Р. И. Гендель. Л., 1935; Deutsch О. Е. Handel. А documentary biography. L., 1955; Нändel-Jahrbuch. Lpz., 1955; Serauky W. G. F. Нändel. Sein Leben, sein Werk. Kassel; Basel, 1956-1958. Bd 3-5; Dean W. Handel’s dramatic oratorios and masques. L., 1959; idem. Handel and the opera seria. Berk., 1969; idem. Handel’s operas, 1704-1726. 2nd ed. Oxf., 1995 (with J. М. Knapp); idem. Handel’s operas, 1726-1741. Rochester, 2006; Lang Р Н. G. F. Handel. N.Y., 1966; Larsen J. Р. Handel’s Messiah: origins, composition, sources. 2nd ed. L., 1972; Sadie S. Handel concertos. L., 1972; Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Генделя. М., 1980; Göttinger Нändel-Beiträge. Kassel, 1984-; Hogwood Ch. Handel. L., 1984; Проблемы музыкального стиля И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. М., 1985; Best Т. Handel’s chamber music (Sources, chronology, and authenticity) // Early Music. 1985. Vol. 13. №4; KeatesJ. Handel: the man and his music. N. Y., 1985; Strohm R. Essays on Handel and Italian opera. Camb., 1985; Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1987. Вып. 2; Burrows D. Handel. Oxf., 1994; Бочаров Ю. Увертюры Генделя в контексте истории жанра. М., 1995; La-Rue С. S. Handel and his singers: the creation of the Royal Academy operas... Oxf., 1995; Федосеев И. Оперы Г. Ф. Генделя и Королевская академия музыки в Лондоне... СПб., 1996; Marx Н J. Handels Oratorien, Oden und Serenaden. Gött., 1998; Harris Е. Т. Handel as Orpheus: voice and desire in the chamber cantatas. Camb., 2001; Smith R. Handel’s oratorios and 18th century thought. Camb., 2005; Sasse К. Нändel Bibliographie. 2. Aufl. Lpz.,1967.
Ю. С. Бочаров.