Генрих Гeнтский

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ (Henricus de Gandavo; Hendrik van Gent, Henri de Gand) (около 1217, Гент - 29.6.1293, Турне), фламандский богослов и философ, представитель августинианства. Почетный титул «общепризнанный доктор» (doctor solemnis). Магистр теологии Парижского университета (1276-92); архидиакон Брюгге (с 1276) и Турне (1278-79). Главные работы: «Теологическая сумма» («Summa theologica», или «Summa quaestionum ordinarium»), «Теологические кводлибеты» («Quodlibeta theologica»).

Исходя из идеи сущего (бытия, ens), включающего в себя как воображаемое сущее (res secundum opinionem), так и истинно сущее (res secundum veritatem), существующее или могущее существовать в реальности, Генрих Гентский считал, что истинно сущее (как действительное, так и возможное) отличается от воображаемого сущего обладанием сущностным бытием (esse essentiae), действительное же сущее отличается от лишь возможного обладанием экзистенциальным бытием (esse existentiae actualis). Однако различие между этими видами бытия (то есть между сущностью и существованием) не является реальным, как считали Фома Аквинский и его последователи, но имеет только интенциональный характер: оно определяется различным отношением вещей к Божественному разуму как их формальной причине (Бог изначально знает сущность всех вещей) и к Божественной воле как их производящей первопричине. Генрих Гентский полагает наличие в человеке двух субстанциальных форм: разумной души и формы человеческой телесности (forma corporeitatis). Свободная воля человека имеет приоритет перед его разумом и может пренебрегать его рекомендациями: предлагаемый разумом объект есть лишь обязательное условие волевого акта, но не его причина.

Соч.: Opera omnia. Leuven, 1979.

Лит.: Paulus J. Henri de Gand: Essai sur les tendances de sa métaphysique. Р., 1938; Nys Th. De Werking van het menselijk verstand volgens Hendrik van Gent. Leuven, 1949; Bettoni Е. Il processo astrattivo nella concezione di Enrico di Gand. Mil., 1954.

А. М. Шишков.