Герметизм (в поэзии)
ГЕРМЕТИЗМ (итальянский - ermetismo, также роеsia ermetica - герметическая поэзия), направление в итальянской поэзии 20 века, главным образом 1920-30-х годов. Термин впервые был использован литературоведом Ф. Флора (1936) по отношению к намеренно затемнённой, усложнённой поэзии своего времени. Для герметизма характерны принципиальная недоговорённость, фрагментарность образного ряда; выдвижение аналогии в качестве основного принципа, формирующего картину мира. В отличие от французского символизма (влияние которого ощутимо в герметизме), герметики не стремятся к музыкальным или живописным эффектам; в их поэзии слово передаёт чувство, а не идею. Крупнейшие представители герметизма - Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба, С. Квазимодо, к герметикам относят также А. Гатто, П. Бигонджаpu, М. Луци, А. Парронки и др. Теоретическую платформу герметизма разработали критики К. Бо и О. Макри.
Лит.: Giannessi F. Gli ermetici. Brescia, 1951; RamatS. L’ermetismo. 2nd ed. Firenze, 1973; Barberi Squarotti G., Golfieri А. М. Dal tramonto dell’ermetismo alla neoavangardia. Brescia, 1984.
Е. В. Фейгина.