Гештальтпсихология

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (немецкий - Gestaltpsychologie), направление психологии, существовавшее в Германии в 1910-1930-е годы. В противовес расчленению объекта исследования на элементы - методологической характерной для таких доминировавших в начале 20 века направлений психологии, как ассоциативная психология, интроспективная психология, бихевиоризм, представители гештальтпсихологии выдвинули программу изучения психических феноменов как гештальтов - сложных целостностей, несводимых к сумме своих частей и определяющих их свойства.

Гештальтпсихология была основана работавшими в Берлине (другое название гештальтпсихологии - берлинская школа) и во Франкфурте-на-Майне психологами М. Вертхаймером, В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштейном. На формирование их взглядов оказали значительное влияние философские концепции И. Канта, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также естественнонаучные и математические теории, прежде всего, теория поля в современной им физике. Основатели гештальтпсихологии разделяли представления об изоморфизме (структурном подобии) событий, разворачивающихся в трёх сферах: физическом окружении, коре головного мозга и в психике субъекта («феноменальном поле»).

Реклама

Гештальтпсихология М. Вертхаймер на основании экспериментального анализа феномена кажущегося движения (1912) показал, что впечатление видимого движения не сводится к восприятию отдельных статичных стимулов и должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта». Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в гештальтпсихологии, привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон (Э. Д. Рубин) и других законов перцептивной организации (Вертхаймер), выявлению зависимости восприятия от контекста, от характеристик пространственных и других систем отсчёта (К. Дункер, В. Метцгер), открытию ряда новых феноменов, таких как субъективный, или когнитивный, контур (Г. Канизза). Этот последний феномен иллюстрируют границы видимого в центральной части рисунка белого треугольника, которые нейроны зрительной коры не отличают от физически присутствующих на рисунке линий.

В дальнейшем В. Кёлер, М. Вертхаймер и К. Дункер провели классические исследования продуктивного мышления у высших приматов и человека, показав, что решение задачи - это не механически достигнутый (путём «проб и ошибок») результат, а более глубокое понимание ситуации в целом (часто в форме «мгновенного усмотрения», инсайта), меняющее её структуру и значение составляющих её компонентов. К. Левин распространил динамические полевые модели на исследования памяти, мотивации, личности, социального поведения.

После прихода к власти нацистов ведущие гештальтпсихологи продолжили работу за пределами Германии, главным образом в США. Открытые ими феномены и теоретические объяснения стали основой многих современных трудов в области психологии и когнитивной науки. Их работы, связанные с этикой (в частности, введённое К. Гольдштейном понятие самоактуализации), стали одной из основ гуманистической психологии. Бывший ассистент Гольдштейна психиатр Ф. Перлз стал создателем гештальттерапии. Целостная трактовка работы мозга как динамической самоорганизующейся системы (Гольдштейн, Кёлер, Метцгер) предвосхитила современные модели в области нейрокогнитивных исследований (смотри Нейронные сети).

Лит.: Koffka К. Principles of gestalt psychology. N. Y., 1935; Кöhler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947; Goldstein К. The organism: А holistic approach to biology. N. Y., 1963; Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. М., 1998; История психологии (10-е-30-е годы. Период открытого кризиса). 3-е изд. Екатеринбург, 1999. Смотри также литературу при статье Вертхаймер.

Б. М. Величковский.