Гиберти Лоренцо

ГИБЕРТИ (Ghiberti) Лоренцо (1378 или около 1381, Флоренция - 1.12.1455, там же), итальянский скульптор и ювелир. Был усыновлён отчимом, ювелиром Бартоло (Бартолуччо) ди Микеле (?-1422), обучался у него же и до 1444 года именовал себя Лоренцо ди Бартоло. Кроме Флоренции, с которой связана творческая деятельность Гиберти, посетил Венецию (1424-25), Сиену и Рим.

Под влиянием искусства античности Гиберти преодолел традиции интернациональной готики, в которых он был воспитан, став одним из основоположников искусства Возрождения. Гиберти опирался на образцы античной пластики; возродил и усовершенствовал технику литья из бронзы монументальной скульптуры. Параллельно с Донателло разработал сплющенный рельеф, использующий живописные приёмы и перспективные построения.

Гиберти (Ghiberti) ЛоренцоВ 1401-02 Гиберти исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески. Последний отказался от дальнейшей работы, и заказ был передан Гиберти. Созданные им северные двери (1403-24) полностью повторяют композицию южных дверей А. Пизано (1330-36): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. В двух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл. Разнообразие композиционных решений, тонкое чувство ритма, прирождённое дарование декоратора отличают рельефы Гиберти от работ А. Пизано. Для флорентийской церкви Орсанмикеле Гиберти исполнил бронзовые статуи Святого Иоанна Крестителя (1413-14), Святого Матфея (1419-23), Святого Стефана (1425-29); создал также 2 рельефа для баптистерия в Сиене (между 1416 и 1427).

Реклама

Самой значительной работой Гиберти стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424-52); своим названием «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. Десять больших квадратных рельефов из позолоченной бронзы посвящены историям Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея, Исайи, Давида, Соломона; их обрамляют стоящие в неглубоких нишах небольшие фигуры библейских персонажей, там же помещены автопортреты Гиберти и его сына Витторио. Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармоническим совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архитектурными фонами и пейзажными панорамами. Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф»); действие развивается в разных, уходящих в глубину планах, и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского).

В конце жизни Гиберти создал трактат «Комментарии» [с 1447; в русском переводе - «Commentarii. Записки об итальянском искусстве» (примечания и вступительная статья А. Губера), 1938], включающий в себя одно из первых изложений целостной истории искусства от античности до времени жизни автора, автобиографию Гиберти и научные сведения о перспективе, оптике, анатомии и др.

Его сыновья - скульпторы Витторио (1418 или 1419-96) и Томмазо (около 1417 - после 1455).

Лит.: Planiscig L. L. Ghiberti. W., 1940; Brunetti G. Ghiberti. Firenze, 1966; Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Krautheimer R., Krautheimer-Hess Т. L. Ghiberti. 3rd ed. Princeton, 1982; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М., 1987.

И. А. Смирнова.