Гидравлос
ГИДРАВЛОС, гидравлис (греческий ?δραυλος, от υδωρ - вода и α?λ?ς - флейта, трубка; или υδραυλις, буквально - водяная камера, от υδωρ и α?λ? - камера), музыкальный инструмент типа органа. Принципы работы воздухораспределительного устройства и клавишной механики аналогичны ранним формам пневматического органа, вода обеспечивала постоянство давления воздуха, поступающего к трубам. Самое раннее упоминание гидравлоса - у Филона из Византия (около 200 года до нашей эры). Афиней в труде «Пир мудрецов» называет его изобретателем Ктесибия Александрийского (около 2-1 века до нашей эры). Технические детали описаны у Витрувия («Десять книг об архитектуре», книга 10, глава 8) и Герона Александрийского. Сохранившиеся образцы: гидравлос из Аквинкума (ныне на территории Венгрии; 228), два гидравлоса из Помпей. Около 40 изображений инструмента и письменные памятники указывают на повсеместное распространение гидравлоса в Риме и провинциях поздней империи и его использование в светской обстановке (театры, цирки, государственные церемонии и др.). Обычно гидравлос звучал под открытым небом, однако существовали и небольшие гидравлосы, на которых играли женщины в богатых домах. Цицерон критиковал пристрастие к слушанию гидравлоса как проявление эпикурейства («Тускуланские беседы», книга 3, глава 18). Расположение клавиш непосредственно перед трубами, имевшими большой диаметр, обусловливало большое расстояние между ними и, как следствие, отсутствие сколько-нибудь развитой клавишной техники. Гидравлос вышел из употребления с закатом Западной Римской империи, уступив место пневматическому органу.
Идея «водяного органа» возродилась в Европе в 17 веке в связи с увлечением механическими музыкальными инструментами.
Лит.: Walcker Mayer W. Die römische Orgel von Aquincum. Stuttg., 1970; Kaba М. Die römische Orgel von Aquincum. 2. Aufl. Bdpst, 1980.
М. Л. Насонова.