Гиффена эффект

ГИФФЕНА ЭФФЕКТ, понятие микроэкономической теории, обозначающее ситуацию, когда спрос на насущный товар (занимающий значительной место в бюджете потребителя) растёт при увеличении цены на этот товар. Гиффена эффект был впервые упомянут А. Маршаллом, отметившим со ссылкой на наблюдения английского статистика и журналиста Р. Гиффена (1837-1910), что повышение цены на хлеб пробивает такую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность (смотри в статье Полезность) денег для них, что они вынуждены сокращать потребление более дорогих мучных продуктов и мяса и покупать больше хлеба, который остаётся для них самым дешёвым продуктом питания. П. Сэмюэлсон приписывал Гиффену описание того, что во время голодовок в Ирландии в 1840-е годы рос спрос на картофель, оставшийся, несмотря на удорожание, единственным доступным (дешевле хлеба) продуктом питания для бедноты. Гиффена эффект объясняется тем, что для данного товара низшего спроса действие эффекта замещения перевешивает эффект дохода продавца от изменения цены.

Г. Д. Гловели.