Гиксосы

ГИКСОСЫ (греческий ?κσ?ς), азиатская племенная общность, завоевавшая Египет Древний во 2-й четверти 2-го тысячелетия до нашей эры. Согласно «Египетской истории» египетского историка и жреца Манефона (конец 4 - 1-я половина 3 века до нашей эры), азиатский народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и, укрепившись в  восточной части Дельты в городе Аварис (египетский Хат-Уар или Хут-Уарет, ныне Телль-эд-Даба), в течение длительного времени удерживал власть, жестоко угнетая египтян; однако после продолжительной войны гиксосы были изгнаны из Египта местными правителями Фив, воссоединившими страну под своей властью и восстановившими её независимость (Manetho, Fr. 42-52). Согласно Манефону, египтяне называли завоевателей словосочетанием, означающим «цари-пастухи» и звучащим в греческой транскрипции как «гиксос». За этим термином, вероятно, стоит египетский «хекау шасу» - правители-кочевники или правители-шасу (шасу - известные по египетским источникам кочевники Синая, тождественные, по-видимому, библейским амаликитянам; ко времени Манефона за словом «шасу» оставалось только значение «кочевники, пастухи»). Многие учёные, однако, считают, что за этой транскрипцией у Манефона стоит иное египетское выражение - «хекау хасут» (правители чужеземных стран); этим термином обозначали в египетских царских списках 2-го тысячелетия до нашей эры династию гиксосских царей Авариса (XV династию в царском перечне Манефона); кроме того, так иногда титуловали себя сами цари этой династии.

Реклама

Египетские письменные источники 17-16 веков до нашей эры и археологические раскопки дают подтверждение тому, что в это время на северо-востоке Дельты существовало царство со столицей в Аварисе (исследуется австрийской экспедицией М. Битака с 1966), возглавлявшееся династией сиро-палестинского (западносемитского) происхождения и временами распространявшее верховный контроль на весь Египет, Южную Палестину и даже Нубию. Ни время, ни обстоятельства его возникновения точно неизвестны; возможно, ядром гиксосского объединения были амалекиты-шасу Синая, сплотившие вокруг себя соседних кочевников и оседлых хананеев Южной Палестины в конце 18 века до нашей эры (бурное время хурритской миграции в Палестину) и осуществившие вторжение в Египет в 1-й половине 17 века до нашей эры. Благодаря гиксосам в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые гиксосами у хурритов). Главным объектом культа у гиксосов был азиатский бог, отождествлённый с египетским Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-египетского политического и религиозного синкретизма и со 2-й половины 17 века приняли полную египетскую царскую титулатуру; первые 6 царей остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава гиксосов достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (около 1600 до нашей эры); тем не менее уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала - царя Фив Секененра (известна египетская сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (середина 16 века до нашей эры) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против гиксосов; Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, будущий основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после 3-летней осады взял Шарухен - последний центр гиксосов в Палестине. Египетские источники начала 16 века (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании гиксосов. С падением гиксосского государства племена амалекитов-шасу продолжали существовать на территории своего первоначального расселения (где под названием амаликитян упоминаются Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами.

Античная и раннехристианская историческая традиции приурочивают переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления гиксосов. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет гиксосов, упоминаемых у Манефона, с предками евреев (los. Flav., Contr. Ар. I 74, 91-92, 103). Евсевий Кесарийский в «Хронике» сообщает, что при гиксосах Иосиф управлял Египтом (Eusebius. Die Chronik // Eusebius. Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68).

Лит.: Van Seters J. The Hyksos: а new investigation. New Haven, 1966; The Hyksos: new historical and archaeological perspectives / Ed. Е.D. Oren. Phil., 1997; Ryholt К. S. В. The political situation in Egypt during the Second Intermediate Period. Cph., 1997; Немировский А. А. Гиксосы: к вопросам именования и происхождения // Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001.

А. А. Немировский.