Гимар Эктор
ГИМАР (Guimard) Эктор (Эктор Жермен) (10.3.1867, Лион - 20.5.1942, Нью-Йорк), французский архитектор, дизайнер. Один из ведущих мастеров ар нуво во Франции. Учился в Париже - в Школе декоративных искусств и в Школе изящных искусств. В ранних работах заметно влияние неоготики Э. Виолле-ле-Дюка (школа Сакре-Кёр в Париже, 1895; Павильон электричества на Всемирной выставке 1889 в Париже и др.). В 1895 году посетил Брюссель, где познакомился с творчеством В. Орта, под влиянием которого перешёл к новому стилю (дом Кастель-Беранже, 1894-98; концертный зал «Юмбер-де-Романс», 1897-1901, разобран в 1905; оба - в Париже; Кастель-Анриет в Севре, 1899, и др.). С 1896 года занимался оформлением входов на станции парижского метрополитена (разработал стандартные модульные элементы, производство которых продолжалось до 1913). Сохранились варианты с открытыми лестницами, в том числе оформленные аркой из металлических «стеблей» (станция «Сите» и др.), также в форме стеклянного навеса («Аббес» на Монмартре и др.) и павильона («Порт Дофин»). В своих проектах Гимар стремился к стилистическому единству архитектуры и обстановки (собственный дом на авеню Моцарт в Париже, 1909), строил виллы и доходные дома (на улице Анри Эн в Париже, 1925, и др.). После 1939 жил в Нью-Йорке с женой, американской художницей Аделин Оппенхейм (Oppenheim; 1872 или 1875-?).
Соч.: Le Castel Вéranger. L’art dans l’habitation moderne. Р., 1898. Mil., 1997.
Лит.: Graham F. L. Н. Guimard. (Cat.). N. Y., 1970; Vigne G. Н. Guimard. Р., 2003.
А. Н. Шукурова.