Главное управление путей сооб­щения

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ГУПС), в 1809-65 годах в Российской империи центральное государственное учреждение, управлявшее строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, искусственных сухопутных коммуникаций (в том числе с 1842 железных дорог), торговых портов, а также публичных зданий в городах (до 1833 и с 1864 в ведении МВД) и телеграфных линий (до 1842 в ведении Военного министерства, с 1864 - Почтового департамента); с 1842 также составляло полное собрание карт всех путей сообщения в России со всеми имевшимися при них сооружениями. Создано 20.11(2.12).1809 путём объединения Экспедиции водяных сообщений (образована в июле 1809 на основе существовавшего с 1798 Департамента водяных коммуникаций) и Экспедиции устроения дорог в государстве (учреждена в 1780, в 1796 ликвидирована, восстановлена в 1800). Неоднократно меняло названия: Главное управление водяных и сухопутных сообщений (1809-10), ГУПС (1810-32 и 1864-65), Главное управление путей сообщения и публичных зданий (1832-64). До 1822 года возглавлялось главным директором путей сообщения, затем - главноуправляющим. До 1816 находилось в Твери, затем в Санкт-Петербурге.

Реклама

Высший состав служащих ГУПС (главным образом инженеры) имел военные чины и составлял Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений. Работами на местах по ведомству ГУПС руководили начальники округов путей сообщения, на которые была разделена территория России при учреждении ГУПС (в 1809 округов было 10, в 1836 - 5, в 1843 - 12). Им подчинялись губернские строительные и губернские дорожные комиссии (учреждены в 1833, в 1849 объединены в губернские строительные и дорожные комиссии), мастерские бригады (в 1843 преобразованы в военно-рабочие роты), в 1845-63 также арестантские роты - военизированные формирования, состоявшие из осуждённых преступников и выполнявшие работы по благоустройству городов, строительству мостов и так далее.

ГУПС были подведомственны Институт корпуса инженеров путей сообщения (учреждён в 1809, в 1809-10 назывался Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений, с 1865 Институт инженеров путей сообщения; ныне Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения), Военно-строительная школа (1820-29), Школа кондукторов путей сообщения (1820-39), Училище гражданских инженеров (1832-42) и Строительное училище (1842-65). В 1826-43 годах ГУПС издавало «Журнал путей сообщения», в 1845-65 - «Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1865 году преобразовано в Министерство путей сообщения.

Главные директоры путей сообщения: Г. П. Ольденбургский (1809-12), Ф. П. Деволлан (1812-18), А. А. Бетанкур (1819- 1822); главноуправляющие: А. Вюртембергский (1822-32), К. Ф. Толь (1833-1842), П. А. Клейнмихель (1842-55), К. В. Чевкин (1855-62), П. П. Мельников (1862-65).

Лит.: Георгиевский П. И. Исторический очерк развития путей сообщения в XIX в. СПб., 1893; Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 годы). СПб., 1898; [Николаев А. С., Житков С. М.]. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. СПб., 1900; Беляков А. А. Ведомство путей сообщения: От Сиверса до Клейнмихеля. 1798-1855 годы // Английская набережная, 4. СПб., 1997.         

Н. М. Корнева.