Глиссер

ГЛИССЕР (от французского glisseur, буквально - скользящий), быстроходное судно, скользящее по поверхности воды. Первый глиссер построен французским инженером Ш. де Ламбером в 1897 году. Глиссирование судна происходит при значительных скоростях движения (от 10 м/с для малых судов до нескольких десятков м/с для судов с большим водоизмещением); ему предшествует сначала режим плавания (при отсутствии хода), затем - переходный режим. В режиме плавания вес судна полностью уравновешивается противоположно направленными гидростатическими силами (поддерживающей силой и силой тяжести). В переходном режиме на корпус судна начинают действовать гидродинамические силы, величина которых пропорциональна квадрату скорости. С ростом скорости движения избыточные силы поддержания начинают выталкивать судно из воды. Когда гидродинамические силы составляют более 95% суммарных поддерживающих сил, судно переходит на глиссирование. При этом появляется так называемое брызговое сопротивление, обусловленное реакцией брызговой пелены, выбрасываемой в направлении движения.

Реклама

Корпусу глиссера придают особую форму, поскольку обычные обводы водоизмещающих судов в режиме глиссирования неэффективны. Наибольшее распространение получила плоскокилевая форма днища: килеватая форма с резко выраженной скуловой линией в носовой части по мере приближения к корме постепенно переходит в плоскую пластину. Для уменьшения смоченной поверхности на днище часто делают уступ (редан). Наличие одного или нескольких реданов уменьшает сопротивление, повышает устойчивость хода. В качестве движителей на глиссер используются подвесные моторы, гребные винты с приводом от стационарных двигателей или воздушные винты.

По сравнению с другими быстроходными судами (суда на подводных крыльях, скеговые суда на воздушной подушке) глиссеры обладают более высокими мореходными качествами, но проигрывают по гидродинамической эффективности на тихой воде.

В основном распространение получили глиссирующие катера относительно небольшого водоизмещения как гражданского, так и военного назначения.