Глоссематика
ГЛОССЕМАТИКА (от греческого γλ?σσα - язык, речь), одно из направлений структурной лингвистики, исходящее из представления о языке как о самодовлеющей целостной формальной структуре. Главная черта глоссематики - построение общей теории, независимой от фактов конкретных языков и мыслимой как алгебра языка, которая оперирует безымянными сущностями, т. е. произвольными обозначениями, не связанными непосредственно с традиционно изучаемыми реалиями языка. По своему характеру теория глоссематики представляет собой аналог логико-математического исчисления, объектом которого служат функции между абстрактными сущностями, именуемыми функтивами. Название «глоссематики» связано с одной из центральных единиц этой теории - глоссемой, понимаемой как минимальный инвариант формы, служащий основой (измерением) описания языковых структур.
Создатель глоссематики - Л. Ельмслев, изложивший теорию глоссематики в своей книге «Пролегомены к теории языка» (издана на датском языке в 1943 году), которая ознаменовала появление новой структуральной доктрины лингвистики, называемой её автором глоссематикой для отличия от существующих теорий и направлений.
Реклама
Глоссематика теснейшим образом связана с идеями Ф. де Соссюра (смотри также Женевская школа), но многие фундаментальные положения её теории получили более глубокую или несколько иную трактовку. Следуя соссюровскому тезису о двусторонности знака (смотри Знак языковой), Л. Ельмслев расширяет понятия формы и субстанции, которые Соссюр рассматривал как «означающее» и «означаемое». Глоссематика опирается на 2 фундаментальных дихотомии:
1) план выражения - план содержания, проявляется в том, что изменение в плане выражения влечёт изменение в плане содержания и наоборот (все эти понятия вошли в обиход современной лингвистики);
2) форма - субстанция. Пересечение этих дихотомий даёт 4 попарно противопоставленных аспекта (страты) описания языка: форма выражения - субстанция выражения / форма содержания - субстанция содержания. При этом утверждается примат формы над субстанцией в обоих планах языка вплоть до определяемости языковой субстанции его формой. Это центральное для глоссематики положение стало предметом острых дискуссий и поводом для обвинений её автора в идеализме, в отрыве теории от языковой реальности. Однако в глоссематике субстанция содержания - это своего рода вторичная, осмысляемая реальность как результат проекции языковой формы содержания на внеязыковой материал [на сущности, подлежащие номинации, и события, становящиеся предметом мысли и языкового выражения (вербализации)]. Именно материал является общим для разных языков, которые по-разному формируют его в субстанцию содержания. Будучи независимым от языка, материал, тем не менее, не может стать предметом мысли и речи (т. е. лингвистически существовать) иначе как в виде субстанции для некоторой формы. Например, в качестве материала может фигурировать зона цвета, на которую каждый язык накладывает свою форму содержания, т. е. особый способ членения этой зоны, в результате чего цвета становятся в данном языке субстанцией содержания для определённых формальных обозначений. По Х. Й. Ульдаллю (научный сподвижник Ельмслева), субстанция содержания языка в целом образует этнокультурный фон речевой коммуникации, этноязыковую модель мировосприятия, и в этом отношении глоссематика сближается с лингвистической теорией относительности, разработанной Э. Сепиром и Б. Л. Уорфом, и, шире, - с когнитивной лингвистикой.
Аналогичным образом соотносятся форма и субстанция в плане выражения, где они также связаны через материал (например, через звуковой комплекс, соотносимый с зоной речевого тракта от гортани до губ и по-разному членимый в разных языках). Этот способ членения и есть форма выражения, которая, накладываясь на материал, формирует субстанцию выражения в виде конкретных звуков. Однако, как и для плана содержания, не субстанция должна интересовать общую теорию языка, а форма, преобразующая аморфный материал в языковую субстанцию. Именно между двумя формами устанавливается та знаковая функция, которая формирует языковой знак как единицу, состоящую из формы выражения и формы содержания. Знаковые единицы противопоставляются незнаковым, или фигурам, из которых строятся знаки; к фигурам относятся фонемы и слоги. На основе этих опорных положений строится теория языка как разновидность семиотических систем.
Форма языка, стоящая за его субстанцией, является в глоссематике языковой схемой (или моделью), представляющей собой иерархию, то есть класс классов. Языковая схема соотнесена с узусом - её проявлением. Кроме базисного противопоставления «схема - узус», выделяются также соотнесённые понятия «норма» - «акт речи», которые примыкают к узусу, в целом противополагаясь схеме; норма - это абстрактная модель узуса, акт речи - его конкретное проявление.
Глоссематика как целостная теория не получила распространения за пределами Дании, хотя отдельные её положения и понятия вошли в обиход лингвистики; к 1990-м годам глоссематика перестала существовать как живое, развивающееся направление.
Лит.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1; Ульдалль Х. И. Основы глоссематики // Там же; Мартине А. О книге «Основы лингвистической теории» Луи Ельмслева // Там же; Лекомцев Ю. К. Основные положения глоссематики // Вопросы языкознания. 1962. № 4; Мурат В. П. Глоссематическая теория // Основные направления структурализма. М., 1964.
В. А. Виноградов.