Глёден Вильгельм
ГЛЁДЕН (Gloeden) Вильгельм фон [16.9.1856, замок Волькасхаген, близ Висмара - 16(?).2.1931, Таормина, Сицилия], барон; немецкий фотограф. Обучался живописи в академии в Висмаре. С 1878 года жил в Таормине (кроме 1915-19); фотографией занимался с 1880-х годов под руководством В. фон Плюшова и Дж. Крупи. Член лондонского общества «Сомкнутое кольцо» («Linked Ring»), один из создателей художественной коммерческой фотографии. Особой известностью пользовались его пейзажи Сицилии и постановочные фотографии (нередко костюмированные, на фоне пейзажа или древней архитектуры, использующие реквизит - вазы, туники, звериные шкуры) сицилийских юношей в стилистике «живых картин», популярных на рубеже 19-20 века. Эти «античные идиллии» с их романтичным восприятием Италии и её древней культуры близки живописи Л. Альма-Тадемы и А. Сарторио. Экспериментировал с фотофильтрами (нанося прозрачную краску на фотопластину), разрабатывал новые способы печати, добиваясь эффекта снимка-сепии. Среди гостей, посещавших виллу Гледена, были Р. Штраус, О. Уайльд, Э. Дузе, Г. Маркони, Г. Д’Аннунцио; 3. Н. Гиппиус описала свой визит (вместе с Д. С. Мережковским) в очерке «На берегу Ионического моря» (опубликован в журнале «Мир искусства» в 1899). При муссолиниевском режиме в 1936 году фотоархив Гледена (около 3 тысяч негативов) был конфискован и частично уничтожен; сохранилось лишь около трети работ. Искусство мастера, при жизни рассматривавшееся нередко как китч, заново было оценено в конце 20 века и повлияло на творчество Р. Мейплторпа, Пьера и Жиля и др.; Гледена можно считать также одним из предшественников перформанса.
Лит.: Le fotografie di von Gloeden. Mil., 1980; Лесли Ч. «Живые картины» В. фон Глёдена // Риск. 1995. № 1.
В. А. Кулаков.