Гобино

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д’Авре - 13.10.1882, Турин), граф, французский социальный философ, историк-ориенталист, писатель и дипломат. Блестящее знание языков, истории и восточной культуры позволило ему сделать дипломатическую карьеру, которая началась в 1849 году, в период краткого пребывания на посту министра иностранных дел А. де Токвиля. В течение 25 лет был первым секретарём или главой французских дипломатических миссий в Швейцарии, Германии, Персии, Греции, Бразилии и Швеции.

Гобино - автор литературных произведений исторической и восточной тематики [«Удачливый пленник» («Le prisonnier chanceaux», 1846), «Мадмуазель Ирнуа» («Mademoiselle Irnois», 1847), «Тифенское аббатство» («L’abbaye de Typhaines», 1849), «Плеяды» («Les Pleiades», 1874), «Азиатские новеллы» («Nouvelles asiatique», 1876) и др.].

Главным по значимости и влиянию стало его сочинение «Опыт о неравенстве человеческих рас» («Essai sur l’inégalité des races humaines», t. 1-4, 1853-55), которое послужило теоретической основой расово-антропологической школы и расизма. Гобино считал, что расовые различия народов играют определяющую роль в их истории, в развитии социальных институтов и культуры. При этом неравенство рас сопровождается фундаментальным превосходством «белой» («высшей») расы над «жёлтой» и «чёрной». По его мнению, смешение рас, с одной стороны, является источником возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), а с другой - выступает в качестве причины их последующей деградации и гибели. Такова трагическая диалектика истории, ход которой зависит от динамики пропорций в композиции смешения рас.

Реклама

Расистский элитизм сочетался у Гобино с нетипичной для такого рода теорий критикой европоцентризма: с его точки зрения, европейская цивилизация не выше остальных и, подобно всем другим, обречена на гибель. Сторонник культурного релятивизма, он выступал против идеи социального прогресса, отрицал цивилизующую роль христианского миссионерства и был противником колониализма, который способствует расовым смешениям и тем самым деградации цивилизации и человечества.

Теории Гобино были приняты и усвоены Ф. Ницше, а также Р. Вагнером и другими идеологами пангерманизма, а позднее - идеологами национал-социализма. Последние использовали их на практике в специально препарированном виде в работе идеологической машины Третьего рейха.

Идеи Гобино предшествовали теориям 19-20 веков (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), рассматривающим всемирную историю как смену эквивалентных, целостных и самодовлеющих цивилизаций. Задолго до Шпенглера он предрекал «закат Запада». Кроме того, в его сочинениях можно обнаружить истоки критико-аристократических теорий массового общества 20 века.

Соч.: Les religions et les philosophies dans l’Asie centrale. Р., 1865; Histoire des Perses. Р., 1869. Vol. 1-2; Век возрождения. М., 1913; Кандагарские любовники. П., 1923; Великий чародей. М.; Л., 1926; Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001.

Лит.: La vie et les prophéties du comte de Gobineau. Р., 1905; Biddiss М. Father of racist ideology. N. Y., 1970; Гофман А. Б. Элитизм и расизм: Философско-исторические воззрения А. де Гобино // Гофман А. Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003.

А. Б. Гофман.