Гобой

Гобой ГОБОЙ [от французского hautbois - высокое (высокозвучащее) дерево; итальянский oboe], духовой язычковый музыкальный  инструмент с двойной тростью. Деревянный корпус конической формы, двухколенный, с небольшим раструбом, общая длина около 60 см. Трость состоит из 2 пластинок особого сорта тростника (Arundo donax), навязанных на металлический штифт. Большая часть игровых отверстий закрыта клапанами. Рабочий диапазон от «си-бемоль» малой до «ля» 3-й октавы, возможно извлечение звуков до «до-диез» 4-й октавы; существуют модели, расширяющие нижнюю границу диапазона до «ля» малой октавы. Нотируется в скрипичном ключе. Входит в оркестровую группу деревянных духовых инструментов.

Появился в середине 17 века при дворе французского короля в результате усовершенствования шалмея: сужен канал, перераспределены по длине инструмента игровые отверстия, добавлены 2 клапана; в отличие от шалмея, у которого трость помещалась внутри капсулы, гобойная трость управляется непосредственно с помощью амбушюра. Благодаря мягкому тёмному тембру барочный гобой хорошо сливался со звучанием струнных; его стали использовать и в качестве сольного инструмента. К 1700 году инструмент распространился в Европе, и в 1-й половине 18 века его применяли едва ли не все композиторы. И. С. Бах написал около 200 арий с облигатной партией гобоя, Г. Ф. Телеман, А. Вивальди, Т. Альбинони, Г. Ф. Гендель и др. создали много сольных концертов и сонат, трио-сонат. В 1-й трети 18 века, наряду с уже существовавшими сопрановой и теноровой разновидностями инструмента, в Германии появились гобой д’амур (in А) и гобой да качча (in F), в Италии - vox humana (буквально - голос человеческий; in F). Позднее они были вытеснены английским рожком (in F). Во 2-й половине 18 века осуществился переход к так называемому классическому гобою - инструменту с более узкой мензурой и высоким строем. Гобой  приобрёл концентрированное звучание и яркий тембр, близкий современному, однако внешне он почти не отличался от барочного гобоя (по-прежнему имел всего 2 клапана). Такие инструменты использовались приблизительно до 2-й трети 19 века. В эпоху классицизма доминирующим жанром в сольной литературе оставался концерт с оркестром (В. А. Моцарт, Концерт D-dur К 314), в камерной - появились квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели (Моцарт, Квартет F-dur К 370), дивертисмент и серенада с участием гобоя (Моцарт, Серенада для духовых В-dur К 361). В 1-й трети 19 века появился так называемый романтичный гобой с дополнительными клапанами, для которого писали Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, Р. Шуман; в целом интерес к гобою как сольному инструменту упал, что отчасти связано со стремительным развитием в это время кларнета.

Реклама

С середины 19 века, во многом под влиянием изобретений Т. Бёма, стали применяться различные системы клапанов. Вершиной экспериментов явилась так называемая Systeme 6 («французская консерваторская система»), созданная в середине 1900-х годов мастером Л. Лоре совместно с преподавателями Парижской консерватории. Гобои  этой системы распространены во всём мире, однако в некоторых странах используются инструменты особых моделей (например, венский гобой - только в Вене). В 20 веке гобой вернул себе репутацию полноценного сольного инструмента, для него писали концерты и камерную музыку К. Сен-Санс, Р. Штраус, Ф. Пуленк, Д. Мийо, Б. Бриттен, Л. Берио, С. С. Прокофьев, Н. А. Рославец, Э. В. Денисов, А. Я. Эшпай, А. Г. Шнитке.

В симфоническом оркестре, как правило, используются два гобоя и английский рожок. Другие разновидности современного гобоя: басовый (баритоновый) гобой (in С), гобой д’амур (in А), гобой пикколо (in Es).

Исторические разновидности гобоя возрождаются в рамках аутентичного исполнительства.

Инструменты гобойного типа (т. е. с двойной тростью) известны с древности (в их числе авлос), широко распространены в фольклоре и профессиональной традиционной музыке народов мира.

Лит.: Burgess G., Haynes В. The Oboe. New Haven а. о., 2004.

Ф. Нодель.