Годоберинцы

ГОДОБЕРИНЦЫ (самоназвание - гибдиди, аварское - годоберисел, андийское - годобердирал), один из андийских народов на северо-западе Дагестана (Россия). Численность до 4 тысяч человек (2002, оценка). В основном причисляют себя к аварцам (переписью 2002 учтено 39 годоберинцев - в основном вне Дагестана). Живут главным образом в сёлах Верхнее Годобери, Нижнее Годобери, Зибирхали - в долине среднего течения реки Андийское Койсу (запад Ботлихского района); часть проживает на равнине (Хасавюртовский и Кизлярский районы) и в городах (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт и др.). Говорят на годоберинском языке; распространены также аварский и русский языки. Верующие – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

В 15-16 веках входили в союз сельских обществ Технуцал. В 16-17 веках приняли ислам. В 1809 году вошли в состав России, в 1860-х годах включены в Андийский округ Дагестанской области. По переписи 1926 года, насчитывали 1,4 тысяч человек. После 1939 года включались в состав аварцев. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство; была развита резьба по дереву и камню (надгробия, капители и камни в кладке домов). Были распространены промыслы, торговля с Чечнёй, Грузией, отходничество (в основном в Чечню). Старинное жилище (так называемый годоберинский дом): квадратное в плане, потолочные балки опираются на массивные столбы на каменном основании; ряды столбов делят комнату на 3 помещения (одно из них служит кладовой); около центрального столба, на который опирается главная резная балка, располагается открытый очаг. Женщины носили рубаху (хелу), иногда поверх неё - распашное платье (тегела) с отрезной юбкой в сборку, позднее - на кокетке. На свадьбу надевали безрукавку (кереса), расшитую спереди серебряными монетами. Головной убор - чухта (кашта) - архаичного ботлихского типа (с высоким стёганым на ватной подкладке корпусом, иногда с роговидными боковыми выступами) и, в отличие от ботлихской, - с тяжёлыми нашивными кольцами по бокам; с 20 века распространяется общедагестанская мешкообразная чухта. Сохраняются родственные объединения (тухумы), общинная взаимопомощь (гвай). Праздники - первой борозды (унса гьаам) и выгона скота (пурцы ругъибу салакьа); фольклор - этногенетические и исторические предания, сказки (волшебные, бытовые), песни.

Реклама

Лит.: Алимова Б. М., Лугуев С. А. Годоберинцы: историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX вв. Махачкала, 1997; Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Годоберинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

Б. М. Алимова.