Гохуа

Гохуа ГОХУА (китайский - национальная живопись) (чжунгохуа), китайская традиционная живопись минеральными и растительными водяными красками и тушью на шёлковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах. Термин «гохуа» возник на рубеже 19-20 веков как противопоставление юхуа - «масляной (или сиянхуа - западной) живописи», отличающейся приёмами и методами исполнения, привнесёнными из Европы. Произведениям гохуа, основанным на соединении живописной и графической техники, с включением в композицию каллиграфической надписи, свойственны философская глубина, поэтичность, тонкое чувство природы, тяга к вечным темам бытия. Художники гохуа используют выработанные с древности приёмы, в том числе повышение роли нейтрального фона, что в сочетании с разомкнутой композицией создаёт ощущение неограниченного пространства, применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полёта), варьирование творческих манер гун-би и сё-и. Характерна приверженность традиционным жанрам: жэнь-ухуа (люди), шань-шуй (горы-воды), хуа-няо (цветы-птицы). В конце 19 - начале 20 века Жэнь Бонянь, У Чанши и др. создают произведения, в целом сохраняющие средневековую специфику, но отличающиеся более живым и открытым взглядом на мир. С середины 20 века в гохуа наметились два направления - традиционное, но с привнесением ярких индивидуальных черт, значительным расширением тематики (Ци Байши, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань, Фу Баоши), и синтезирующее, объединяющее ассоциативный язык китайской живописи с европейскими приёмами светотеневой моделировки объёма, линейной перспективы (Сюй Бэйхун и др.). К концу 20 века среди множества новых направлений гохуа ведущим остаётся традиционное.

Реклама

Гохуа

Гохуа. Ци Байши. «Цветы».

Лит.: Николаева Н. О национальной традиции в современной китайской живописи гохуа // Художественные направления в современном зарубежном искусстве. М., 1959.

Н. А. Виноградова.