Гольбах Поль Анри

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (8.12.1723, Эдесхайм, Германия - 21.6.1789, Париж), французский философ. Иностранный почётный член РАН (1780). Родился в семье немецкого коммерсанта. В 1735-44 годах жил в Париже, в семье своего дяди, от которого получил фамилию и титул барона. В 1744-49 изучал химию в Лейденском университете. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Гольбахом салон стал местом регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. В своём основном сочинении «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral», vol. 1-2, 1770, русский перевод 1924) - этой, по выражению современников, «Библии материализма» - Гольбах выступил систематизатором материалистической и атеистической идей эпохи Просвещения. 18.8.1770 книга была публично сожжена по приговору парижского парламента.

Материя, по Гольбаху, - единственная субстанция. Движение - способ существования материи. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв. М., 1963. Т. 1. С. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя. Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда - атомами). Элементы материи различны по своим свойствам и способам действия. В учении о причинности Гольбах развивал своеобразную «систему фатализма»: всё происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врождённых идей не существует.

Реклама

Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал интересы, важнейший из них - стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних. Улучшение общественных порядков Гольбах связывал с деятельностью просвещённого монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотии, формы правления. Справедливое государственное устройство должно основываться на общественном договоре.

Религию, по мнению Гольбаха, создали страх, невежество и обман. Учение о бестелесной душе и загробной жизни «фантастично» и основано на «произвольных допущениях»: нематериальная душа никак не смогла бы действовать на телесные органы. Дальнейшее познание природы приведёт к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии.

Соч.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Textes choisis. Р., 1957; Избр. произведения. М., 1963. Т. 1-2.

Лит.: Navilie Р. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. Р., 1967; Кочарян М. Т. П. Гольбах. М., 1978; Haupt М. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

А. А. Кротов.