Голицын Александр Николаевич
ГОЛИЦЫН Александр Николаевич [8(19).12.1773, Москва - 22.11(4.12).1844, имение Гаспра в Ялтинском уезде Таврической губернии], князь, российский государственный деятель, действительный тайный советник 1-го класса (1841), почётный член Петербургской Академии Наук (1826). Из рода Голицыных. С 1783 года воспитывался в Пажеском корпусе (Санкт-Петербург), где сдружился с великими князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (будущим императором Александром I), зачислен в пажи Александра. С 1794 года поручик лейб-гвардейского Преображенского полка, с 1797 года действительный камергер. С 1799 в отставке, выслан императором Павлом I в Москву.
Вновь принят на службу при императоре Александре I. Обер-прокурор 1-го департамента Сената (1802). Статс-секретарь Его Императорского Величества. (1803). Обер-прокурор Синода (1803-1817). Александр I предоставил ему право непосредственного доклада (в то время как члены Синода были лишены этого права). В 1804 году Голицын ввёл новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии практически все дела церковного управления. В 1805 установлен новый порядок назначения членов Синода: архиереи поочерёдно вызывались в Санкт-Петербург и присутствовали в Синоде до особого распоряжения об их возвращении. Само звание члена Синода сохранялось только за первоприсутствующими и теми, кому это звание пожаловал император. В 1807 году епархиальным архиереям было предписано доносить в канцелярию обер-прокурора обо всех важных делах в епархиях. Архиереи должны были лично отчитываться перед Голицыным о состоянии дел в епархиях, секретари духовных консисторий - посылать донесения в Синод. Голицын стал первым оберпрокурором, получившим решающий голос в Синоде. Неоднократно выражал сожаление, что высшие административные должности в Церкви занимают монашествующие, а не представители белого духовенства. В 1807-10 годах член Комитета по реформированию управления католической церковью в России. С 1808 года возглавлял Комиссию духовных училищ, руководил их реформированием. В 1808 Голицын сопровождал Александра I во время встречи с императором Наполеоном I в Эрфурте. В 1810-19 управлял придворной частью. Член Государственного совета (1810-16). В 1810 году возглавил выделенное из состава Министерства юстиции Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Представлял интересы неправославного духовенства, участвовал в разрешении межконфессиональных противоречий, подготовке законопроектов по управлению инославными церквами. Сенатор (1812-42).
Реклама
Увлекался мистицизмом. Выступал за сближение христианских конфессий, высказывал идеи «универсального христианства». Автор «Мнения о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их» (опубликованы в 1870). Находился в доверительных отношениях с сардинским посланником в России Ж. де Местром. В марте 1812 года Голицын поддержал ходатайство английского пастора Дж. Петерсона об открытии в России Библейского общества (позднее Российское библейское общество; смотри Библейские общества), разработал его устав [6(18).12.1812 утверждён императором Александром I], избран президентом общества (1813). Способствовал изданию и распространению книг мистического содержания, покровительствовал журналу «Сионский вестник» и различным мистическим обществам. В то же время в 1815 году по представлению Голицына орден иезуитов был выслан из Санкт-Петербурга и Москвы, его учебные заведения были закрыты. Будучи председателем императора Человеколюбивого общества (с 1816), Голицын содействовал организации при нём медико-филантропического отделения, участвовал в создании Попечительного о тюрьмах общества, Общества попечения о бедных, приюта для неизлечимо больных.
А. Н. Голицын. Художник К. П. Брюллов. 1840.
В 1816 году временно исполнял обязанности министра народного просвещения. Возглавлял созданное «двуединое» Министерство духовных дел и народного просвещения (1817-24), призванное среди прочего руководить делами религиозного и светского просвещения («дабы истинное благочестие было всегда основанием истинного просвещения»). К новому министерству перешли функции Синода, Министерства народного просвещения, а также Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. В подчинении Голицына оказалась духовная и светская цензура. Либеральный цензурный устав 1804 года оставался в силе, но негласным распоряжением Голицына были приняты меры к недопущению в печати идей, «противных принятым ныне твёрдым правилам», к пресечению «вольнодумства, безбожия, своевольства, мечтательного философствования». Попытка Голицына в 1819 году ввести в Московском университете богословский факультет натолкнулась на сопротивление Синода и потерпела неудачу. В 1817-24 годах Голицын возглавлял также Комитет опекунства израильских христиан, занимавшийся делами крещёных евреев. В 1817-21 одновременно исполняющий обязанности попечителя Виленского учебного округа, содействовал развитию польской культуры и распространению Библии на польском языке, созданию школ с обучением польской грамоте. В августе-ноябре 1819 Голицын временно управлял МВД, в 1819-42 управляющий Почтовым департаментом МВД. Вопреки позиции Александра I, связанного договорами Священного союза, призывал поддержать единоверных греков, начавших революцию в 1821 году.
Деятельности Голицына противостояла церковная и государственная оппозиция, возглавляемая митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским), архимандритом Фотием (Спасским), графом А. А. Аракчеевым, А. С. Шишковым, М. Л. Магницким, Ф. П. Уваровым. Иерархи были недовольны подчинением Синода «двуединому» министерству. Голицын обвинялся в крайнем либерализме, потворстве распространению атеизма и вольнодумства, насаждении обскурантизма и разгроме университетов, в «нерадении ко благу господствующей Церкви», в том, что он содействовал публикации несовместимых с православием мистических брошюр. Наиболее резкой была позиция архимандрита Фотия, который в 1824 году предал Голицына анафеме (чего не имел права делать) за оскорбление Церкви и императора. Голицын вышел в отставку. Сохранил личное расположение императора Александра I, а затем и императора Николая I. Член Комиссии по делу декабристов (1825). С 1830 года канцлер российских орденов. В 1839 году временно председательствовал в Общем собрании Государственного совета.
Действительный член Российской академии (1806), почётный член Общества любителей российской словесности (с 1816), Общества истории и древностей российских (с 1817) и др.
Награждён орденами Святого Александра Невского (1814), Святого Владимира 1-й степени (1826), Святого Андрея Первозванного (1826; алмазные знаки к нему - 1828) и др., а также прусскими орденами Красного Орла (1808) и Чёрного Орла (1842).
Лит.: Глинка С. Н. Памяти князя А. Н. Голицына. СПб., 1844; Стурдза А. С. Надгробное слово князя А. Н. Голицыну. СПб., 1859; Пыпин А. Н. Российское Библейское общество: 1812-1826 // Вестник Европы. 1868. № 8, 9, 11, 12; он же. Религиозные движения при Александре I. П., 1916; Götze Р. von. Fürst А. N. Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. СПб., 1894; Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия. 2-е изд. Казань, 1900; Стеллецкий Н., свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901; Гёце П. фон. Из записок: Кн. А. Н. Голицын и его время // Русский архив. 1902. № 9; Кондаков Ю. Е. Личность и государственная деятельность князя А. Н. Голицына // Личность и власть в истории России XIX-XX вв.: СПб., 1997; он же. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998.
В. А. Фёдоров.