Голос певческий

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ, способность человека производить музыкальные  звуки, петь с помощью голосового аппарата, а также сами эти звуки. Различают голос певческий бытовой («непоставленный») и профессиональный («поставленный», смотри Постановка голоса). Определяющие качества голоса певческого - красота тембра, сила, способность долго выдерживать звук. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышимым в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью - качеством, зависящим от наличия в спектре голоса певческого группы высоких обертонов (высокой певческой форманты). Округлость и мягкость звучания зависят от обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато обеспечивают красоту голоса. Сила голоса певческого - особенно важное качество в оперном пении (требуется слышимость на фоне оркестрового сопровождения).

Детский голос певческий отличается светлым («серебристым») тембром и к 13 годам достигает объёма в полторы октавы. В период мутации у мальчика голос понижается примерно на октаву, при этом нередко теряются его лучшие певческие свойства; чтобы избежать этого, в Италии 17-18 века прибегали к кастрации (с искусством кастратов связан расцвет «бравурного» стиля бельканто в итальянской опере 18 века). Голос  певческий взрослого человека от природы имеет несколько регистров. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона (отличается силой и насыщенностью звучания) и фальцетный - в верхней (менее ярок по тембру). В женском голосе различают: грудной регистр, головной - в верхней части диапазона (звучит светло, открыто) и центральный (головное и грудное звучание). Профессиональный голос певческий должен иметь объём не менее 2 октав и звучать относительно ровно на всём протяжении диапазона. Это качество достигается с помощью развития смешанного звучания (так называемый микст).

Реклама

Голоса  певческие классифицируют по тембру и высоте. В академическими сольном пении высокий женский голос - сопрано (самая высокая разновидность - колоратурное сопрано), средний - меццо-сопрано, низкий - контральто. Высокий мужской голос - тенор (изредка встречается сверхвысокий голос - мужской альт, или контратенор), средний - баритон, низкий - бас. В каждом типе более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, более низкие и густые - драматических (смотри также Амплуа). В 4-голосном смешанном хоре различают голоса женские и/или детские (сопрано, альты) и мужские (тенора, басы). Основной формой звуковедения является связное пение, лежащее в основе кантилены. Умение петь в быстром движении зависит главным образом от выработанности колоратуры.

В теории музыки понятие голоса перенесено на составные элементы музыкальной  фактуры. Характер движения голосов (и в вокальной, и в инструментальной музыке) определяет тот или иной тип голосоведения. В курсе гармонии дидактически-нормативным считается 4-голосие, где по аналогии с хором различают крайние (сопрано, бас) и средние (альт, тенор) голоса. Смотри также Многоголосие, Одноголосие.

Лит.: Tarneaud J., Seeman М. La voix et la parole. Р., 1950; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. 2-е изд. М., 1956; Развитие детского голоса. М., 1963; Морозов В. Тайны вокальной речи. Л., 1967; Юссон Р. Певческий голос. М., 1974; Sundberg J. The science of the singing voice. DeKalb, 1987; Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. 2-е изд. М., 1996; Seidner W., Wendler J. Die Sängerstimme. 3. Aufl. Wilhelmshaven, 1997; Professional voice: the science and art of clinical care. 3rd ed. San Diego; Oxf., 2005. Смотри также литературу при ст. Пение.