Гомофония

ГОМОФОНИЯ (от гомо... и греческого φων? - звук, голос), род многоголосия, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие. В Древней Греции термин «гомофония» означал исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или её пение несколькими голосами в унисон, а также в октаву. В современном понимании гомофония - гомофонно-гармонический склад музыки, характеризующийся взаимодействием 3 основных функций голосов: мелодии, баса и гармонических голосов. Гомофония развилась в русле европейской музыкальной культуры. Элементы гомофонного склада были присущи уже некоторым ранним формам многоголосия - тем, в которых наблюдается более или менее отчётливое функциональное разделение голосов музыкальной ткани (например, в метризованном органуме, фобурдоне 14 века). В 15-16 веках при господстве полифонического письма (смотри Полифония) элементы гомофонии накапливались в итальянских фроттолах, вилланеллах, французском шансоне, лютневой музыке, бытовых многоголосных танцевальных жанрах, протестантском хорале. Большую роль в становлении гомофонии сыграла практика исполнения полифонических произведений (мадригалов и др.) на клавесине, лютне, органе (вместо пения), в том числе аккомпанирование певцу или инструменталисту, играющему на духовом или струнном смычковом инструменте одну из партий этого произведения или импровизирующему новую мелодию. В результате однотембрового звучания многоголосия на гармонических инструментах полифоническая ткань постепенно преобразовывалась в аккордовую и в конечном счёте гомофонную. Тембровый контраст с солирующим голосом или инструментом способствовал превращению самостоятельных линий полифонической фактуры в единый аккомпанирующий слой, противостоящий мелодии. Эта традиция музицирования подготовила практику генерал-баса. С начала 17 века он стал обязательным компонентом фактуры - многоголосным аккордовым сопровождением в композиции нового типа (смотри Бассо континуо). Появление композиции с генерал-басом (оперная монодия, сольный вокальный концерт) положило начало развитию собственно гомофонного склада. Принцип гомофонии ярко проявился в оперном речитативе (смотри иллюстрация 1).

Реклама

Гомофония

Переход к новой, гомофонной композиции отвечал музыкально-эстетическим устремлениям, возникшим под влиянием идей европейского Возрождения. Этот тип композиции утверждал гомофонный по существу принцип солирования: мелодия выделилась на обобщённом фоне многоголосного сопровождения яркостью, раскрепощённостью линии, индивидуализированной экспрессией, способностью передать дыхание, естественную фразировку человеческой речи.

1-й этап развития гомофонии, так называемая эпоха генерал-баса (17 - середина 18 века), характеризуется сочетанием принципов полифонического и гомофонного письма, постепенным оттеснением полифонии в большинстве жанров вокальной и инструментальной музыки, бурным становлением аккордовой гармонии, вызреванием в рамках полифонических и гомофоннополифонических форм (старинных сонатной, двухчастной, концертной) принципов гомофонного формообразования, опирающегося на тональные соотношения и координацию разделов формы, на соподчинение каденций, членящих целое на составные части (смотри также Модуляция).

2-й этап (середина 18 - 19 века) - период расцвета гомофонного письма. В гомофонной гармонии осуществился тональный принцип ритмично протекающих контрастных ладофункциональных смен (смотри Тональность) - принцип чередования аккордов, соотнесённого с пульсацией сильных и слабых долей такта. В этот период откристаллизовались гомофонные музыкальные  формы; сонатная форма и сонатно-симфонический цикл (смотри Циклические формы) явились высшим достижением гомофонного формообразования. К концу 19 века соотношение гомофонных и полифонических форм изменилось. Развитие гармонии - фундамента гомофонных форм - достигло предела, за которым, по словам С. И. Танеева, связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. В связи с этим, наряду с продолжающимся развитием гомофонии (С. С. Прокофьев, М. Равель), резко возрос интерес к возможностям полифонии (И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Шёнберг, А. фон Веберн).

Важнейшим и качественно новым элементом гомофонного письма явился аккорд, который мыслился как единство не только фактурное, ритмическое, но и акустическое, ладофункциональное. Эта многосторонность принципиально отличает аккордовую ткань от полифонического многоголосия в технике «нота против ноты» (с его моноритмичностью голосов). Важнейшая черта аккорда - ладофункциональная монолитность; она действенна даже при его фактурно-ритмической разработке. Свёртывание многоголосия в аккорды рождает совершенно иную, чем в полифонии, идею гармонического развития, то есть чередование аккордов, понимаемое как смена контрастных функций тональных. С этим связан иной тип формообразования, которому свойственны единство всех голосов фактуры при сменах напряжения и покоя, нарастаний и спадов, общность кульминаций, одновременность цезур. Для гомофонии характерен высокодифференцированный синтаксис, организующий музыкальное развитие не только на уровне крупных построений (как в полифонических формах), но и на уровне фраз, мотивов (смотри иллюстрация 2).

Гомофония

Гомофония допускает многообразные варианты ритмического соотношения между голосами, в результате чего образуются типы гомофонной фактуры: аккордовый тип; тип развитой мелодии с аккордовым или фигурационным сопровождением; полифонизированная гомофония. В чисто аккордовом складе мелодия, бас и аккомпанирующие голоса моноритмичны. Наиболее специфическая черта гомофонии - ритмический контраст между главным и побочными голосами, при котором функция первого выражена наиболее рельефно. В этом случае вступает в действие контраст между индивидуализированной линией и ритмом в мелодическом голосе и обобщёнными фактурно-ритмическими формулами сопровождения. Гомофонная фактура может обогащаться элементами полифонии. Развитые, активные сопровождающие голоса уже в эпоху венских классиков были насыщены тематическим материалом, полифонизировали гомофонную ткань. Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмическом и мелодическом оживлении баса и средних голосов, особенно при появлении контрапунктов, имитаций. Полифонизированная гомофонная ткань соединяет энергию свободно развивающихся индивидуализированных мелодических линий с богатством гомофонной аккордики и динамичностью функциональных смен.

Лит.: Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875; Riemann Н. Großе Kompositionslehre. В.; Stuttg., 1902. Bd 1; Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М., 1931; Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971; Холопова В. Н. Фактура. М., 1979. Смотри также литературу при статьях Гармония, Фактура.

М. И. Катунян.