Гончарова Наталия Сергеевна
ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна [21.6(3.7).1881, село Ладыжино (по другим сведениям, село Нагаево) Тульской губернии - 17.10. 1962, Париж], российский живописец, график, сценограф. Двоюродная правнучка Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. Училась в МУЖВЗ (с 1901) как скульптор у С. М. Волнухина, П. П. Трубецкого, живописи у К. А. Коровина, однако с 1903 года, почти порвав с училищем, стала работать под руководством своего мужа, М. Ф. Ларионова, а затем самостоятельно. Гончарова - один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914); была экспонентом выставок «Мира искусства» (1911-13), мюнхенского объединения «Синий всадник», «Второй выставки постимпрессионистов» в Лондоне (обе 1912) и др.
Н. С. Гончарова. «Рыбная ловля». 1909. Собрание Тиссен-Борнемиса (Мадрид).
В 1905-06 годах исполняла городские пейзажи пастелью (ГМИИ). Ко 2-й половине 1900-х годов относится её увлечение П. Гогеном (тетраптих «Сбор плодов», 1908, ГРМ). Начало 1910-х годов - наивысший подъём станкового творчества Гончаровой, отмеченный увлечением искусством примитива (архаичными культурами, «каменными бабами», старообрядческими лубками), а также иконами, индийской и персидской миниатюрой (в 1913 году написала предисловие к выставке лубков в Москве). Гончарова создаёт композиции на религиозную тематику («Венчание Богоматери», ГТГ, скопированное с церковного лубка), циклы на темы из Апокалипсиса, выполненные в лаконичной цветовой гамме: «Сбор винограда» и «Жатва», использовавшие раннехристианскую символику, тетраптих «Евангелисты» (1911, ГРМ). В 1913-14 годах Гончарова, вслед за М. Ф. Ларионовым, работает в стилистике лучизма («Лучистый лес. Жёлтое и зелёное», Государственная галерея, Штутгарт, и др.) и футуризма («Велосипедист», 1913, ГРМ). В канун 1-й мировой войны Гончарова выражает свои тревожные предощущения в картинах на темы современной действительности с её машинной цивилизацией («Фабрика», 1912, ГРМ); разразившаяся война нашла отражение в серии литографий «Мистические образы войны» (1914). Исполняла также портреты («Автопортрет с жёлтыми лилиями», 1907; П. Верлена, 1909, оба - ГТГ; и др.), иллюстрации для журнала «Золотое руно» (1908-09) и «футуристических книжек» (в том числе «Игра в аду» А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова, 1912).
Реклама
В театре Гончарова работала с конца 1900-х годов («Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя, 1909, студия К. Крахта; «Веер» К. Гольдони, 1915, совместно с М. Ф. Ларионовым, Камерный театр; оба - в Москве). Мировую известность принесло ей сотрудничество с труппой Русский балет Дягилева. В 1914 году в её декорациях и костюмах в Париже поставлена опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (в виде балета с пением). Покинув в 1915 году Россию, Гончарова вместе с Ларионовым работала в Швейцарии, Испании и Италии, с 1917 обосновалась в Париже, где достиг расцвета её дар декоратора сцены. Оформила в различных труппах около 30 балетов, в том числе «Литургия» (1915-16; не поставлен), «Подводное царство» («Садко») на музыку Римского-Корсакова (1916); «Свадебка» (1923) и «Жар-птица» (1926) И. Ф. Стравинского; «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1924), «На Днепре» С. С. Прокофьева (1932; костюмы), «Богатыри» на музыку А. П. Бородина (1938). Сценография Гончаровой отмечена стихийной мощью и яркой красочностью, иногда русско-восточной пышностью. Продолжала иллюстрировать книги («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1922; «Слово о полку Игореве», 1923, и др.); станковое творчество Гончаровой французского периода становится менее интересным. В 1928 году познакомилась с М. И. Цветаевой, которая посвятила Гончаровой большое эссе (1929). С 1950-х годов в Европе и США возродился интерес к наследию Гончаровой и Ларионова как основоположников русского авангардизма.
Соч.: Radiantismo. Roma, 1917 (еn coop. avec М. Larionov); Les ballets russes. S. de Diaghilev et la décoration théâtrale. Belvès, 1955 (en coop, avec М. Larionov, Р. Vorms); Воспоминания о постановке балета «На Борисфене» // М. Ларионов. Н. Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. Графика, театр, книга, воспоминания. М., 1999.
Лит.: Эганбюри Эли. Н. Гончарова. М. Ларионов. М., 1913; Loguine Т. Gontcharova et Larionov. Cinquante ans à Saint Germain-de-Près... Р., 1971; Chamot М. Gontcharova. Р., 1972; idem. Gontcharova. Stage designs and paintings. L., 1979; М. Ларионов. Н. Гончарова. А. Шевченко. Об искусстве. Из архива русского авангарда. Л., 1989; Поспелов Г. Г. «Бубновый валет»... М., 1990; он же. Наследство Гончаровой и Ларионова // Наше наследие. 1990. № 1; Н. Гончарова, М. Ларионов Воспоминания современников. М.,1995 N. Gontcharova, М. Larionov. (Cat.). Р., 1995 М. Ларионов. Н. Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. (Кат. выставки). М., 1999; Н. Гончарова: годы в России. СПб., 2002; Цветы и гончарня: Письма М. Цветаевой к Н. Гончаровой. 1928-1932. М. Цветаева. Н. Гончарова: Жизнь и творчество. М., 2006.
Г. Г. Поспелов.