Гордеев Фёдор Гордеевич
ГОРДЕЕВ Фёдор Гордеевич [1744, Царское Село (ныне город Пушкин, в черте города Санкт-Петербург) - 23.1(4.2).1810, Санкт-Петербург], российский скульптор. Родился в семье «Сарского села дворового скотника». Учился в петербургской Академии Художеств (1759-67) у Н. Ф. Жилле; в 1767-69 годах был пенсионером Академии Художеств в Париже (занимался у Ж. Б. Лемуана), в 1769-72 - в Риме. За рельеф «Меркурий, отдающий новорождённого Бахуса на воспитание нимфам» получил звание академика петербургской Академии Художеств (1776). Преподавал там же с 1773 года (профессор с 1782, адъюнкт-ректор с 1794, ректор скульптуры с 1802). В раннем творчестве Гордеева чувствуется влияние барокко («Прометей», 1769), впоследствии стал одним из ведущих мастеров русского классицизма. Создавал преимущественно монументально-декоративную скульптуру: руководил работами по убранству фасада и интерьеров зданий Академии Художеств (1784-1785) и Старого Эрмитажа (1785-87), Казанского собора (северный портик, 1804-1807) в Санкт-Петербурге, Останкинского дворца близ Москвы (1794-96). Занимался установкой в Санкт-Петербурге памятника Петру I работы Э. М. Фальконе (открыт в 1782) и монумента А. В. Суворову работы М. И. Козловского (открыт в 1801). По его восковым моделям античных статуй и бюстов отливались бронзовые скульптуры для парков Царского Села, Павловска, Петергофа. Автор ряда надгробий (мрамор) – князя Н. М. Голицыной (барельеф, 1780), князя Д. М. Голицына (1799, оба - научно-исследовательский Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва), генерал-фельдмаршала А. М. Голицына (1788; в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры).
Лит.: Рогачевский В. И. Ф. Г. Гордеев. Л.; М., 1960.