Горловое пение

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ, название ряда специфических приёмов пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, типичных для традиционных музыкальных  культур Сибири. Выделяются 2 основные разновидности. Первая из них характеризуется наличием одного или нескольких ярко звучащих призвуков, более низких, чем основной тон (смотри в статье Унтертон). Призвуки возникают при взаимодействии вибрации голосовых связок («обычный» голос) с колебаниями так называемого релаксационного типа (чередование смыкания и размыкания связок под действием струи воздуха, проходящей через узкую голосовую щель). Для такого взаимодействия характерен режим деления частоты, при котором и возникают призвуки (октава соответствует делению частоты основного тона на 2, дуодецима - на 3, двойная октава - на 4). Спектр звука (и, соответственно, его тембр) изменяется в сторону насыщенности высокими обертонами. Нижний унтертон может восприниматься как основной тон. Эта разновидность горлового пения распространена в эпических традициях тюрок Южной Сибири (алтай-кижи, теленгиты, хакасы, отчасти шорцы). Сходные явления наблюдаются в традиционной музыке других народов.

Реклама

Вторая разновидность горлового пения представляет собой сольное двухголосие (многоголосие) - одновременное звучание неподвижного низкого основного тона и одного высокого (изредка двух), изменяющегося по высоте. «Верхний голос», иногда довольно развитой, движется по обертонам (обычно используются 4-13-й обертоны). Возможно использование звуков, лежащих между обертонами (звучат значительно слабее). Явление сольного многоголосия объясняется высоким акустическим качеством гортани и надгортанных резонаторов (полости глотки и рта): система резонаторов существенно усиливает обертон, на который она настроена; изменяя настройку резонаторов, исполнитель усиливает разные обертоны, получая обертоновую мелодию. Согласно другой теории, высокий звук сольного двухголосия - это свист, возникающий при прохождении воздуха через сужение, образованное сильно сведёнными вестибулярными (ложными) связками. Наиболее распространено в Туве (под названием хоомей), где наделено высокой художественной и культурной значимостью, отличается стилевой дифференцированностью. Предположительно тувинский хоомей лежит в основе сходных традиций у монголов, южных алтайцев, хакасов, башкир, калмыков, тибетцев. Близкие явления зафиксированы на Балканах, Корсике, в Южной Африке и других регионах.

Лит.: Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М., 1964; Ихтисамов Х. Заметки о двухголосном гортанном пении тюркских и монгольских народов // Музыка народов Азии и Африки. М., 1984. Вып. 4; Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов Л. Т. Тайна тувинского «дуэта», или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосиб., 1992; Tongeren М. van. Xoomey in Tuva: new developments, new dimensions. Amst., 1994; Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология, 1998. М., 1998; Харвилахти Л. Алтайское горловое пение: пробы анализа фонозаписей с помощью ЭВМ // Там же.           

В. В. Мазепус.