Горностаев Алексей Максимович

ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович [18(30).2.1808, село Верхневыксунский Завод Ардатовского уезда Нижегородской губернии - 16(28).12.1862, Санкт-Петербург], российский архитектор, рисовальщик. Родился в семье вольноотпущенных рабочих Баташёвских заводов. По приезде в Санкт-Петербург в 1826 году был художественным сотрудником у П. П. Свиньина. Под его руководством рисовал виды Риги, Митавы, Ревеля, Карелии. В 1829 году учился в Москве у Д. И. Жилярди. С 1830 года помощник А. П. Брюллова (под его руководством участвовал в сооружении в 1831-33 Михайловского театра в Санкт-Петербурге, в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837).

Горностаев Алексей Максимович

А. М. Горностаев. Успенский собор в Хельсинки. 1860-68.

В 1834-38 посетил Германию, Швейцарию и Италию. В 1838 году за проект реставрации храма Юпитера в Помпеях получил звание академика архитектуры петербургской Академии Художеств (преподавал там же, профессор с 1849). С 1843 года архитектор Министерства внутренних дел. В стиле классицизма построил: усадьбу Орловых-Денисовых в Коломягах под Санкт-Петербургом (1839-41), дом А. Ф. Шишмарёва на Невском проспекте (1840-1841); для Римско-католической духовной коллегии перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке (1846-50). С конца 1840-х годов работал преимущественно в области церковного зодчества, стал основоположником русского стиля, противопоставляемого современниками русско-византийскому стилю построек К. А. Тона с их гипертрофированной монументальностью. Основные работы Горностаева находятся на Валааме, где он был фактически главным архитектором при игумене Дамаскине (Кононове): скит во имя Всех Святых (церковь Всех Святых, 1849-50); церковь Святого Николая (1850-53) и кельи Никольского скита; деревянная церковь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи (1858-60) и пещерный храм во имя Трёх Святителей (1860) Предтеченского скита; Знаменская часовня (1862), Водопроводный дом (1860-65) и др. Также работал в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом (церковь Святого Сергия Радонежского, 1854-59; Братский корпус с надвратной церковью, 1859-63; часовни). В этих постройках творчески использованы приёмы и мотивы древнерусского зодчества 16-17 века, а также византийской и романской архитектуры. Среди других построек Горностаева в русском стиле: подворье Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге (1856-57, перестроено), Успенский собор в Хельсинки (возведён в 1860-68), усыпальница князя Д. М. Пожарского в Суздале (1861), церковь Святого Иоанна Златоуста Никольского, монастырь в Старой Ладоге (построен по проекту Горностаева в 1860-78).

Реклама

Лит.: Стасов В. В. А. М. Горностаев // Вестник изящных искусств. 1888. Т. 6. Вып. 6; Тыжненко Т.Е. А. Горностаев // Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX в. СПб., 1998.

Б. М. Кириков.