Горный тоннель
ГОРНЫЙ ТОННЕЛЬ, тоннель, предназначенный для преодоления высотного препятствия по трассе автомобильной дороги (автодорожный тоннель), железной дороги (железнодорожный тоннель), инженерных сетей и коммуникаций (коммунальный тоннель) и др. Горные тоннели подразделяют на вершинные (на высоких отметках) и базисные (у подножия горного массива). В плане горные тоннели стремятся расположить на прямой или кривой большого радиуса. В сложных топографических и горно-геологических условиях для быстрого набора высоты внутри горного массива устраивают петлевые и спиральные горные тоннели, располагаемые целиком на кривых малого радиуса. Существуют криволинейные в плане мысовые горные тоннели, сокращающие трассу дороги в обход горного хребта. Горным тоннелям длиной до 200-300 м, как правило, придают односкатный продольный профиль, а более протяжённым - двухскатный с подъёмом к середине тоннеля для лучшего отвода воды.
Портал Краснополянского тоннеля (Россия, 2005).
Перед горным тоннелем устраивают выемку глубиной до 15-20 м и возводят портал - несущую конструкцию, обеспечивающую устойчивость откосов выемки, защиту от камнепадов и стекающей с горных склонов воды и архитектурно оформляющую вход в тоннель (рис.). В Российской Федерации крупнейшие горные тоннели построены на БАМе (Северомуйский железнодорожный - 15,3 км) и на Кавказе (Сурамский железнодорожный- 4 км, Рокский автодорожный - 3,6км). В мире эксплуатируются многочисленные горные тоннели длиной до 15-20 км; строятся (2006) уникальные трансальпийские железнодорожные тоннели (Лёчберг, Сен-Готард, Бреннер) протяжённостью до 57 км.
Лит.: Маковский Л. В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей. М., 1993.
Л. В. Маковский.