Городовые положения
ГОРОДОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, законы, определявшие устройство городского самоуправления большей части городов Российской империи в последней трети 19 - начала 20 века.
Городовое положение 16(28).6.1870. При подготовке (велась с 1862) учтены заключения специально учреждённых в городах всесословных комиссий (свыше 500), большинство из которых высказалось за всесословность городских учреждений и их полную самостоятельность от администрации. Положение первоначально вводилось в городах Европейской России, Сибири и Бессарабской области, в 1874 введено в Закавказье, в 1875 - в белорусских и западноукраинских, Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях, в 1877 - в прибалтийских губерниях. В соответствии с городовым положением в каждом городе создана городская дума (формировала исполнительный орган - городскую управу): в 1873 - в 375 городах, к середине 1880-х годов - в 620 городах. Она избиралась всеми горожанами, уплачивавшими городские налоги и сборы. Финансовая и хозяйственная независимость городских дум позволила им достичь больших успехов в развитии городского хозяйства. Вместе с тем отсутствие чётко обозначенных пределов компетенции городских дум и управ и должного контроля над их деятельностью вели к постоянным конфликтам органов самоуправления с администрацией, широкому распространению злоупотреблений и расхищению членами управ городских средств.
Реклама
Городовое положение 11(23).6.1892. Подготовка начата после сенаторских ревизий начала 1880-х годов, вскрывших серьёзные недостатки в организации и деятельности органов самоуправления; при разработке Положения были использованы материалы комиссии при МВД для составления проектов местного управления (действовала в 1881-83), а также «мнения» и «отзывы» губернаторов (1883 и 1890). Реализовано во всех городах Российской империи, кроме городов Великого княжества Финляндского, Царства Польского, Туркестанского края, Закаспийской области и некоторых городов Кавказа. В небольших городах для сокращения их расходов была введена упрощённая форма самоуправления. Вместо городских дум в них учреждались собрания городских уполномоченных из 12-15 человек (избирались сходами домовладельцев), а вместо городских управ эти уполномоченные выбирали из своего состава старосту и его помощника (или двух помощников). В Европейской России треть всех городов (168 из существовавших 501) получила упрощённое общественное управление. Закон 1892 частично заменил налоговый ценз имущественным и тем самым в 3-4 раза сузил круг избирателей органов городского самоуправления (избирательных прав лишилась главным образом та часть горожан, которая и ранее игнорировала выборы), а также усилил контроль администрации над их деятельностью. Эти новшества вызвали резкую критику со стороны либеральных общественных деятелей (определили закон 1892 как «контрреформу»), но положительно сказались на деятельности органов самоуправления. Действовало до осуществлённых Временным правительством в 1917 году муниципальных преобразований (в Санкт-Петербурге - до 1904).
Лит.: Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Л., 1984; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума, 1863-1917. М., 1998.