Горский Александр Алексеевич

Горский Александр АлексеевичГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Санкт-Петербург - 20.10.1924, Москва], российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). В 1889 году окончил Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги П. К. Карсавин, М. И. Петипа) и поступил в Мариинский театр (работал до 1900). Исполнял сольные партии классического, гротескового и характерного плана: Сатир, Арлекин («Времена года», «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова), китайский танец («Щелкунчик» П. И. Чайковского). В 1899 поставил первый балет - «Клоринда - царица горных фей» на сборную музыку для Санкт-Петербургского театрального училища. Был командирован в Москву для возобновления балетов Петипа на сцене Большого театра: «Спящая красавица» Чайковского (1899), «Раймонда» Глазунова (1900). С 1901 года режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра. При нём труппа, ранее считавшаяся второразрядной, почти сравнялась по значению с петербургской. Инициатор реформ, Горский стремился преодолеть условности академического балета 19 века. Отказался от буквального копирования петербургских постановок Петипа; творчески переделывая их, опирался на собственные идеи, сформировавшиеся под влиянием МХТ и художников «Мира искусства». Добивался логики и стройности сюжета, точности национального и исторического колорита, привлёк к работе в Большом театре К. А. Коровина, А. Я. Головина. Значительным явлением стала их московская постановка балета «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900). Горский режиссировал ансамбли, заменяя отвлечённые кордебалетные построения танцами, оправданными действием; обогащал танцы солистов новыми комбинациями и движениями, в частности, в стиле А. Дункан. Многократно обращался к балетам «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Коппелия» Л. Делиба, «Лебединое озеро» Чайковского, «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи, «Жизель» А. Адана. Среди постановок: «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902, по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»), «Дочь фараона» Пуньи (1905), «Корсар» Адана и др. (1912), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910, по одноимённому роману Г. Флобера), «Баядерка» Минкуса (1917); одноактные балеты - «Любовь быстра!» на музыку  Э. Грига (1913), «Евника и Петроний» на музыку  Ф. Шопена (1915).

Реклама

Горский Александр АлексеевичГорский впервые осуществил опыт балетной постановки симфонии («5-я симфония» Глазунова, 1916). В то же время в балетах Горского танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, порой утрачивал обобщающие свойства. В Большом театре к его новшествам относились неоднозначно. После 1917 года большинство сторонников Горского оказалось за границей, в театре усилилось влияние противников экспериментаторства. Горский стремился помогать молодым (в том числе К. Я. Голейзовскому), безрезультатно пытаясь открыть им доступ в Большой театр. Осуществлял постановки на других сценах («En blanc» на музыку  Чайковского, 1918, театр летнего сада «Аквариум»). Продолжал ставить в Большом театре новые, отличающиеся от канонических, редакции «Жизели» (1922) с потерявшим классическую строгость 2-м актом, а также «Лебединого озера» (1920), где партии Одетты и Одиллии были разделены, чтобы резко противопоставить друг другу положительных и отрицательных героев. Осуществил ряд оригинальных постановок: «Стенька Разин» на музыку  Глазунова (1918), «Щелкунчик» Чайковского (1919), «Вечно живые цветы» на музыку  Б. В. Асафьева (1922). Новаторские поиски Горского в дальнейшем были использованы в практике балетного театра. В 1896-1900 годах преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище, с 1902 - в Москве. Среди учеников: Л. Ф. Мясин, А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк.

Лит.: Бахрушин Ю. А. А. Горский. М.; Л., 1946; Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971. Ч. 1; Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979; Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи. СПб., 2000.

Е. Я. Суриц.