Госсарт

ГОССАРТ (Gossaert, Gossart; прозвище - Мабюзе, Mabuse) Ян (Янин) [около 1478, Мобёж, ныне Франция - 1.10.1532, Антверпен (?)], нидерландский живописец и рисовальщик. Учился в Брюгге. Работал в Антверпене (начало 1500-х годы; член гильдии Святого Луки с 1503), Мидделбурге (1509-17 и с 1524) и Утрехте (1517-1524). В 1509 году был в Риме (в составе посольства Маргариты Австрийской ко двору папы Юлия II); знакомство с искусством Древнего Рима и крупнейших мастеров итальянского Возрождения определило дальнейшее направление его творчества. Исполнял рисунки («Колизей», Гравюрный кабинет, Берлин; «Аполлон Кифаред», Национальный археологический музей, Неаполь, и др.), позднее послужившие основой для ряда его картин. Госсарт - родоначальник нидерландского романизма. В его религиозных композициях величавые фигуры представлены на фоне антикизированной архитектуры: «Поклонение волхвов» (около 1510-12, Национальная галерея, Лондон), «Святой Лука, рисующий Деву Марию» (около 1513-14, Художественно-исторический музей, Вена), «Лувенская Дева Мария» (около 1516, Прадо, Мадрид). Одновременно Госсарт обратился к мифологической тематике, новой для нидерландской живописи. По заказу Филиппа Бургундского исполнил ряд декоративных работ для украшения герцогских замков (1515-17); из них сохранилась картина «Нептун и Амфитрита» (1516, Государственные музеи, Берлин) - сплав высокого античного идеала красоты с нидерландским жизнелюбием; чувственное полнокровие образов предвосхищает рубенсовскую традицию. В 1516 году оформил «в античном стиле» церемонию погребения Фердинанда II Арагонского в Брюсселе. В поздних произведениях Госсарта нарастает велеречивость мизансцен, усиливаются риторичность жестов и поз, декоративная нарядность.

Реклама

Госсарт

Я. Госсарт. «Нептун и Амфитрита». 1516. Государственные музеи (Берлин).

Значительный интерес представляют портреты Госсарта. Изображённые им модели отличаются чувством собственного достоинства; показанные в трёхчетвертном повороте полуфигуры иногда выходят за пределы иллюзорно написанной рамы, что создаёт ощущение внутренней динамики: портреты Жана Каронделе (1517, Лувр, Париж), девочки (Жаклин Бургундская ?) (около 1522, Национальная галерея, Лондон), детей Кристиана II Датского (около 1526, Хэмптон-корт, Лондон). Сын художника - живописец Пьер Госсарт (около 1521 - после 1578), работал в Мидделбурге.

Лит.: Segard А. J. Gossart dit Mabuse. Brux., 1923; J. Gossaert dit Mabuse. (Cat.). Rotterdam, 1965; Friedländer М. J. Gossart and В. van Orley. Leyden, 1972.

Л. С. Алёшина.