Государственный сектор эконо­мики

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, элемент экономики, обеспечивающий выполнение государством его функций в процессе общественного воспроизводства. Государственный сектор экономики служит материальной основой для выполнения государством своих целей: государственного управления, национальной обороны и национальной безопасности, охраны общественного порядка, экологической безопасности, развития науки, отраслей инфраструктуры, социального и медицинского обеспечения населения, культуры и образования. В состав государственного сектора экономики входят:

1) государственное имущество (земля, леса, недра, здания и сооружения, интеллектуальная собственность);

2) государственные предприятия [как правило, в отраслях инфраструктуры, ТЭК (топливно-энергетический комплекс), ЖКХ, ОПК и т.п.];

3) бюджетные учреждения (госаппарат, армия, кредитно-финансовые структуры, правоохранительные органы, таможня, организации здравоохранения, культуры, образования).

Государственный  сектор экономики возник вместе с появлением государства и на протяжении исторических эпох параллельно с ним видоизменялся. Наиболее динамично государственный сектор экономики развивался в 20 веке под влиянием 1-й и 2-й мировых войн; вследствие появления социалистических стран, в которых экономика была почти полностью огосударствлена; крушения колониализма и активизации процессов национализации в Азии и Африке. Размеры и состав государственного сектора экономики различаются в отдельных странах в зависимости от уровня и этапа политического и экономического развития, национальных традиций. Так, в США очень мало государственных предприятий, а в странах ЕС в середине 1980-х годов их удельный вес составлял 70% в энергетике, связи, на транспорте, 30% в промышленности. В России в начале 21 века сложился мощный государственный сектор экономики. В таких крупнейших предприятиях, как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», занимающих доминирующее положение в ТЭК страны, государство является главным акционером, 75% минус 1 акция принадлежит государству в ОАО «Связьинвест», в РАО «ЕЭС России» государственный пакет акций составляет 52,7%; в сфере железнодорожного транспорта учреждено ОАО «Российские железные дороги», где единственный акционер - государство. В оборонном комплексе насчитывается 35 государственных вертикально интегрированных структур, практически полностью определяющих состояние отрасли. Участие государства в процессе общественного производства и функционирование государственного сектора экономики - объективная необходимость, поскольку частный сектор, несмотря на его огромный потенциал, доминирующее значение для обеспечения экономического роста, не в состоянии решить все проблемы социально-экономического развития. В частности, вне поля зрения частного сектора остаются факторы экономического роста, формирующие социальный эффект, такие как обеспечение доступности для всех членов общества высококачественных услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, поддержка малого предпринимательства. Не представляет особого интереса для частного капитала использование таких значимых факторов экономического роста, как охрана окружающей среды, проведение фундаментальных научных исследований, реализация крупных долгосрочных проектов стратегического характера. Отсутствие интереса частного сектора к использованию названных факторов объясняется в одних случаях тем, что они не обеспечивают субъектам частной собственности максимизации прибыли. С другой стороны, некоторые факторы экономического роста частный сектор не в состоянии использовать по причине недостаточного уровня концентрации капитала, в связи с высокой степенью риска в процессе их использования, из-за длительных сроков окупаемости вложенного капитала и т. д. Границы, масштабы и структура государственного сектора экономики и государственной собственности, обеспечивающей его функционирование, подвижны и подвержены изменениям в соответствии с изменениями тенденций современного экономического роста, изменениями степени востребованности услуг государственного сектора общественным воспроизводством, а также в соответствии с экономической ситуацией и национальными традициями.

Реклама

В соответствии с ежегодным прогнозным планом (программой) приватизации Правительства Российской Федерации происходит снижение удельного веса государства в акционерных капиталах государственных предприятий; ведётся подготовка к проведению реформ в ряде инфраструктурных отраслей (энергетика, ЖКХ).

Лит.: Донцова Л. В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4; Ивашковский С. Я. Макроэкономика. 3-е изд. М., 2004; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: власть и бизнес. 2-е изд. М., 2005.