Гойя Франсиско Хосе
ГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30.3.1746, Фуэндетодос, Арагон - 16.4.1828, Бордо), испанский живописец и график. Родился в семье ремесленника-позолотчика. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился. В 1767(?)- 1771 посетил Италию. В некоторых работах Гойи - ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771-72) в Сарагосе и барочных алтарных картинах - сказалось влияние Дж. Б. Тьеполо. В 1775 переехал в Мадрид, где по заказу королевской мануфактуры создал несколько серий картонов для шпалер (с 1776 по 1792; всего свыше 60 работ; большая часть - в Прадо, Мадрид), стилистически близкие искусству рококо, с насыщенным цветом и обобщённым рисунком. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777; «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779; «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787). Национальный колорит резко отличает Гойю от его современников-неоклассицистов, занимавших ключевые позиции в художественной жизни страны (А. Р. Менгс и др.). Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты; его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса.
Реклама
Перелом в творчестве Гойи наступил в начале 1790-х годов. Глухота, поразившая художника после тяжёлой болезни зимой 1792-93, изменила образ его жизни и совпала по времени с ухудшением общественно-политической ситуации в Испании. Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795-97), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность. Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творческую свободу. Произведения Гойи (как у его современника И. Г. Фюсли) наполняются гротескными образами, откровениями и прозрениями, а иногда и сценами, взятыми из действительности, но кошмарностью превосходящими любой вымысел («Трибунал инквизиции», 1794, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Двор сумасшедшего дома в Сарагосе», 1794, Музей Медоус, Даллас, штат Техас). Будучи с 1799 года первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк, и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и др.). В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798-1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба). Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо; «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой - победитель Португалии», 1801, там же, и др.). В 1798 Гойя исполняет последнюю религиозную роспись - в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде.
Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов). С 1778 года он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Офорты Гойи живописны - он использует акватинту, которая позволяет заливать пятно; острую линию царапающей иглы сочетает с бархатистой тенью травленого штриха; при этом объёмно-пространственные построения упрощаются, а рисунок приобретает гротескный характер. В гравюрах Гойи соединяются фантасмагория и аллегория; не довольствуясь изображением, он сопровождает листы словесными комментариями. Серия офортов «Капричос» («Los Caprichos», 80 листов, 1797-98; изданы 1799) - сатира на феодально-клерикальную испанскую действительность с позиции Просвещения, в которой аллегорические образы, порождённые безудержной фантазией (например, «Сон разума порождает чудовищ»), соседствуют с не менее чудовищными сценами из реальной жизни («Охота за зубами»). С патриотических позиций Гойя показывает народную войну против наполеоновского нашествия, её героические и трагические стороны в серии офортов «Бедствия войны» (82 листа; 1810-20, издано 1863) и полном экспрессии живописном диптихе («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года в Мадриде», 1814, Прадо).
Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras»): как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа, использует эффекты ночного освещения. Фоны многих произведений Гойи неопределённы - чаще всего это неясный сумрак, из которого светом выделены важные детали. Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон; «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин; «Последний час старухи», около 1810-12, Музей изящных искусств, Лилль). Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо; «Майское дерево», 1815, Государственный музей, Берлин; «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815, издана 1816). Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х годов предвосхищает импрессионизм свободой и колористическим богатством («Водоноска», Музей изобразительных искусств, Будапешт). Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом. В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др. - всего 14 панно; 1820-23, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности, иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство; семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий. Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates»; 22 листа, 1820-1823, издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье.
После подавления революции в 1824 году престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825; картина «Молочница из Бордо», 1827-28, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. Пребывание во Франции в последние годы жизни способствовало распространению известности и влияния Гойи. Несмотря на смысловую зашифрованность многих произведений, построенных на иносказаниях, символах, метафорах и аллюзиях, творчество Гойи всегда обладало притягательной силой. Сформировавшись в период позднего барокко, Гойя стал одним из крупнейших представителей романтизма и оказал значительное воздействие на европейскую культуру 19-20 веков, вплоть до экспрессионизма и сюрреализма.
Лит.: Левина И. М. Гойя. Л.; М., 1958; Harris Т. Goya. Engravings and lithographs. Oxf., [1964]. Vol. 1-2; Gassier Р., Wilson J. Vie et oeuvre de F. Goya. Fribourg, 1978; Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986; Tomlinson J. F. Goya у Lucientes. L., 1994; Barboza V. С. Goya frente al muro. Zaragoza, 1996; Ортега и Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997; Symmons S. Goya. L., 1998; Goya. (Cat.). Madrid, 2000; Hofmann W. F. Goya. Мünch., 2003; Junquera J. J. The black paintings of Goya. L., 2003; Schulz А. Goya’s Caprichos: aesthetics, perception and the body. Camb.; N. Y., 2005.
А. М. Муратов.