Грасиан-и-Моралес

ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (Gracian у Morales) Бальтасар (8.1.1601, Бельмонте, провинция Арагон - 6.12.1658, Тарасона), испанский писатель, философ. Получил образование в иезуитских коллегиях Толедо, Калатаюда и Сарагосы (1616-27); рукоположен в 1627. Служил в коллегиях Арагона и Валенсии, исполнял обязанности вице-ректора коллегии в Тарасоне (1642-1644). Литературные дебюты (1620-24) - некрологи в характерном для раннего Грасиан-и-Моралеса панегирико-дидактическом жанре. Все сочинения Грасиан-и-Моралеса, кроме единственного в его наследии религиозного трактата «Размышление о причастии» («El comulgatorio», 1655), публиковались анонимно. В трактате «Герой» («El Нéroe», 1637, русский перевод под названием «Ирой» - 1792), полемичном по отношению к «Государю» Н. Макиавелли, отражено представление Грасиан-и-Моралеса об идеале христианского правителя. Начиная с назидательного панегирика «Политик Фернандо...» («El politico Don Fernando el catolico», 1640) в его сочинениях усиливаются сатирическое начало и пессимистический взгляд на мир. Отмеченный стилевой изысканностью трактат «Благоразумный» («El discreto», 1646) написан в духе «Придворного» Б. Кастильоне. Книга «Карманный оракул, или Искусство быть благоразумным» («Orâculo manual у arte de prudencia», 1647, русский перевод под названием «Придворный человек» - 1739) - собрание 300 афоризмов, правил житейской мудрости, иллюстрирующих антиномию «воли» (природы) и «разума» (духа). Наиболее известное из теоретических сочинений Грасиан-и-Моралеса - риторический трактат «Остроумие, или Искусство изощрённого ума» («Agudeza у arte de ingenio», 1642), содержащий развёрнутую теорию барочной метафоры и разграничивающий противоборствующие направления в испанском барокко - консептизм и культеранизм; впервые в истории эстетической мысли Грасиан-и-Моралес выдвигает вкус (gusto) в качестве критерия оценки произведения. Философский роман «Критикон» («El criticon», т. 1 -3, 1651-57) опирается на традиции плутовского и рыцарского романов, а также античной и византийский прозы. Гармония природы противопоставлена в романе несовершенству социума; аллегорическое мореплавание к Острову Бессмертия вписывается в христианскую традицию поисков «Града Небесного». Сочинения Грасиан-и-Моралеса оказали влияние на Ф. де Ларошфуко, Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дефо, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.

Реклама

Соч.: Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977; Карманный оракул. Критикон. М., 1984; Obras complétas. Madrid, 2001.

Лит.: Correa Calderon Е. В. Graciân, su vida у su obra. 2 ed. Madrid, 1970; Pelegrin В. Éthique et esthétique du baroque, l’espace jésuitique de В. Graciân. Arles; Р., 1985; Ayala J. М. Graciân: Vida, estilo, у reflexion. Madrid, 1987; Пинский Л. Е. Жизнь и творчество Б. Грасиана // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989; Blanco М. Les rhétoriques de la pointe: В. Graciân et le conceptisme en Europe. Р., 1992; В. Graciân: antropologla у estética. В., 2004.

И. В. Устинова.