Гравюра

ГРАВЮРА (французский gravure, от graver - вырезать), вид печатной графики, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которую нанесён рисунок посредством гравирования. Специфика гравюры - в её тиражности (т. е. возможности получать множество идентичных оттисков) и особой стилистике, обусловленной техникой обработки печатной формы. По назначению гравюра делится на станковую (эстамп), книжную и прикладную (экслибрис и др.). Различают гравюру авторскую и репродукционную (воспроизводящую произведения живописи или рисунки). Гравюра  бывает цветная и чёрно-белая (тоновая), последняя иногда раскрашивается вручную акварелью. гравюры могут объединяться в папки, альбомы, иногда переплетаться (увраж).

Гравюра Способы обработки печатной формы (клише), с которой производится оттиск, могут быть: механическими - с применением стальных инструментов (гладилка, гранильник, гратуар, гравировальная игла, качалка, матуар, пуансон, рулетка, стипль, шабер, штихель и др.) - резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла; химическими - с применением азотной кислоты - акватинта, лавис, литография, мягкий лак, резерваж. Механические и химические способы подготовки доски нередко сочетаются (офорт, карандашная манера, травленый штрих, пунктирная манера). По материалу печатной доски различаются: гравюры на металле (меди, цинке, стали, олове); гравюры на дереве (ксилография) - обрезная, или продольная (для неё применяются мягкие породы, например липа, груша), и торцовая (твёрдые сорта: берёза, бук, самшит, пальма); гравюры на линолеуме (линогравюра). С 20 века используются также картон, пластмасса, оргстекло.

Реклама

При исполнении гравюры сначала грунтуется доска, на которую осуществляется перевод подготовительного рисунка с бумаги, затем происходит гравирование (посредством инструментов или травления) и, наконец, печатание. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской для печати, различают выпуклую (высокую), углублённую (глубокую) и плоскую гравюры. При изготовлении выпуклой гравюры краска на клише накатывается валиком, после чего к нему прессом (иногда валиком, косточкой) равномерно прижимается бумага, воспринимающая краску. В углублённой гравюре краска набивается тампонами в углубления, и доска с наложенной влажной бумагой прокатывается между валами офортного станка. При изготовлении плоской гравюры (литография) печатная форма смачивается водой, и накатываемая валиком краска попадает лишь на обработанные водоотталкивающим веществом участки - печатающие элементы, после чего под давлением изображение переносится на бумагу.

Исторический очерк. Гравюра  впервые появилась в Китае в 6 веке нашей эры, её происхождение было вызвано потребностью в дешёвом тиражировании текстов и изображений. Развитие техники гравюры связано с художественными ремёслами (резьба по дереву, набойка, ювелирное, оружейное дело и тому подобное). История европейской гравюры тесно связана с историей книгопечатания, её распространению способствовало появление дешёвой бумаги в 14 веке. В Европе первые гравюры (религиозные, сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари, игральные и географические карты, листовки, индульгенции, иконные образы и др.) появились на рубеже 14 и 15 века в Германии и были выполнены в технике ксилографии. Около 1430 года возникли «блочные» ксилографированные книги, где изображение и текст вырезались на одной доске: так началось развитие многотиражной и иллюстративной ксилографии. Около 1461 года в Германии была напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюра на дереве (с тех пор иллюстрирование стало одной из главных сфер применения гравюры).

Гравюра

А. Дюрер. «Жена, облачённая в солнце». Ксилография из серии «Апокалипсис». 1498.

Художественные возможности ксилографии (выразительность линий и контурного рисунка) с наибольшей полнотой раскрыли мастера немецкого Возрождения: А. Дюрер и М. Вольгемут. К концу 15 века развилась книжная гравюра в Италии (основной центр - Венеция).

Цветная ксилография (кьяроскуро) впервые выполнена Л. Кранахом Старшим в Германии, но широкое распространение получила в Италии, где её в 1516 году запатентовал У. да Карпи. Итальянская кьяроскуро варьирует не разные цвета, а градации одного и того же тона, её выразительность основана не на линии, а на пятне и контрастах света и тени. Резцовая гравюра на металле возникла в 1440-х годах в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»); генетически она связана с ювелирным искусством. От ксилографии её отличают более тонкая линия, разнообразная штриховка, дающая возможность детальной моделировки. Выдающимся мастером этой техники в 15 веке был М. Шонгауэр. В Италии А. дель Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь впечатления рельефности и монументальности форм. А. Дюрер сочетал характерную для немецкой гравюры ювелирную точность штриха с итальянской пластичностью образов; тонкостью резьбы отличается серия ксилографий по рисункам Х. Хольбейна Младшего «Пляска смерти» (1538), гравированных Х. Лютцельбургером. Во Франции книги иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. В начале 16 века М. Раймонди (Италия) применил гравюру резцом для репродуцирования живописи; оригинальные резцовые гравюры создавали Лука Лейденский (Нидерланды) и Ж. Дюве (Франция).

Гравюра

В 17-18 веках значительно расширилась сфера применения гравюры: иллюстрировались географические, анатомические и ботанические атласы, книги; наряду с картиной гравюра становится средством украшения интерьера; дешевизна сделала её наиболее подходящей техникой для художественной публицистики (лубок времён Великой французской революции, сатирические серии У. Хогарта в Англии). Возросла потребность в репродукционной графике. Наряду с резцовой гравюрой (П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус во Фландрии; К. Меллан, Р. Нантёй во Франции) развиваются техники, упрощающие процесс гравирования: меццотинто и пунктир (Дж. Р. Смит и Ф. Бартолоцци в Англии); акватинта, лавис и карандашная манера (Ж. Б. Лепренс, Ж. Ш. Франсуа и Ж. Демарто во Франции). Оперирующие пятном и тональными отношениями, эти техники обладали высокими декоративными качествами и были хорошо приспособлены для воспроизведения живописи и рисунка. Резцовая гравюра и офорт выступают часто в сочетании (жанровые сцены Д. Ходовецкого - в Германии). Около 1780-х годов Т. Бьюиком путём усовершенствования ксилографии была создана торцовая гравюра, расширившая возможности гравюры на дереве благодаря введению тональных переходов. В 19 веке торцовая гравюра стала широко применяться для книжной иллюстрации (гравюры Доре во Франции, А. фон Менцель в Германии). В конце 18 века А. Зенефельдером (Германия) была изобретена техника литографии, которая в 19-20 веках получила широкое распространение как сравнительно дешёвая и простая.

Гравюра В противоположность репродукционным техникам развивается офорт - одна из наиболее гибких техник гравюры, позволяющая фиксировать непосредственные впечатления и добиваться живописных эффектов. Впервые выполненный Д. Хопфером (Германия) в начале 16 века офорт быстро распространился (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии; У. Граф в Швейцарии; Ф. Пармиджанино в Италии). Гравюра  занимала важное место в творчестве многих выдающихся живописцев и рисовальщиков 17-18 века, которые преодолевали механическую природу гравюры, придавая ей импровизационность и индивидуальность, сближая гравюру с рисунком. Ж. Калло обогатил офорт повторным травлением, благодаря которому усиливались разнообразие и мягкость переходов, соответствовавшие гротескному трагизму его жанровых сцен. Х. Сегерс, стремясь расширить цветовой диапазон офорта, экспериментировал с цветной печатью. Искусство офорта достигло вершины в творчестве Рембрандта, который динамикой штриха, светотеневой полифонией придаёт графике живописный характер. К офорту в 17 веке обращались К. Лоррен (Франция) («идеальные» пейзажи, напоённые светом и воздухом), фламандский живописец А. ван Дейк (психологические портреты аристократов), чешский художник В. Голлар («космически» беспредельные архитектурные пейзажи) и др. Высокого развития офорт достиг в Голландии (анималистические офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - Х. Сегерса и Я. ван Рёйсдала). В 18 веке к офорту обращались живописцы (Ж. А. Ватто и Ж. О. Фрагонар во Франции). В этой технике А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези (Италия) создавали ведуты и каприччио (архитектурные фантазии). В циклах Ф. Гойи сочетание офорта с акватинтой создало новый уровень выразительных возможностей. Романтичная фантазия У. Блейка (Англия) нашла воплощение в выпуклой гравюре на меди, средневековые мотивы «плясок смерти» - в ксилографиях А. Ретеля (Германия). Художественные возможности литографии были осознаны и реализованы в творчестве французских романтиков Т. Жерико, Э. Делакруа и особенно О. Домье, выполнившего около 4 тысяч произведений в этой технике. Оригинальный офорт возродили живописцы, устремлениям к пленэру которых соответствовали возможности этой техники: Э. Дега, К. Коро, Ф. Милле (Франция); Я. Йонгкинд (Нидерланды). К нему обращались также Дж. Уистлер (США), Л. Коринт, М. Либерман (Германия), А. Цорн (Швеция).

Гравюра

В 17-19 веках развивается цветная ксилография в Японии, проникшая туда из Китая (где цветная гравюра известна с 16 века). С 17 века в Японии создаются эстампы школы укиё-э [жанрист Хисикава Моропобу, портретист Китагава Утамаро, в 19 веке - пейзажисты Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ (Андо) и др.]. Японская цветная гравюра оказала значительное влияние на западноевропейскую живопись и гравюру конца 19 - начала 20 века, её стилистика использовалась европейскими художниками: П. Гогеном во Франции, Ф. Валлоттоном в Швейцарии и др.

В конце 19 века техники репродукционной гравюры всё больше приближаются к фотомеханической репродукции и постепенно вытесняются ею. С 1890-х годов, утратив прикладное значение, возрождалась оригинальная (в том числе обрезная) ксилография, которая развивалась в рамках стиля модерн: станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Англии). На рубеже 19-20 века к гравюре обращаются как символисты (Дж. Энсор в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и реалисты (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Англии). Ксилография сыграла важную роль в сложении стилистики экспрессионизма (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде в Германии). Публицистическая страстность характерна для К. Кольвиц (Германия) и Ф. Мазереля (Бельгия), использование традиций народной гравюры - для Х. Г. Посада и художников «Мастерской народной графики» в Мексике. Выразительные возможности линии, штриха и силуэта в гравюры привлекали к ней П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Руо (Франция), Дж. Моранди (Италия), Р. Кента (США).

Гравюра В России гравюра на дереве распространилась с 16 века благодаря издательской деятельности И. Фёдорова, П. Мстиславца и др. С 17 века мастера Оружейной палаты создают гравюры на металле (С. Ф. Ушаков, А. Трухменский, Л. К. Бунин); параллельно развиваются лубок, конклюзия, печатаются «разрешительные грамоты». В 1-й половине 18 века мастера Гравировальной палаты Академии наук резцом гравируют аллегории, ведуты, баталии, портреты (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев, Г. Ф. Шмидт). Во 2-й половине 18 - начале 19 века преподаватели, выпускники гравировального класса петербургской Академии Художеств и её члены создают шедевры портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, И. В. и К. В. Ческие), резцовой и пунктирной гравюры (Г. И. Скородумов), применяют меццо-тинто (И. А. Селиванов) и лавис (Н. А. Львов, А. Н. Оленин). К офорту обращались архитекторы, скульпторы, живописцы (А. Г. Венецианов, О.А. Кипренский); в офорте создаются карикатуры (И. А. Иванов, И. И. Теребенёв). Гравюру  очерком (линеарную) использовал Ф. П. Толстой. Архитектурные пейзажи литографировали А. Е. Мартынов, П. С. Иванов. В 19 веке преобладала репродукционная гравюра: торцовая на дереве с 1825 года (Е. Е. Бернардский, К. К. Клодт, Л. А. Серяков), резцовая на металле (Ф.И. Иордан, И. П. Пожалостин), офорт (И. С. Мосолов, В. В. Матэ). Оригинальный офорт возродили живописцы (И. Е. Репин, В. А. Серов, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкин), по инициативе гравёра Л. М. Жемчужникова и искусствоведа А. И. Сомова было учреждено Общество русских аквафортистов (1871-74). На рубеже 20 века начинается расцвет авторской ксилографии (В. Д. Фалилеев, А. П. Остроумова-Лебедева) и линогравюры (В. И. Козлинский, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова). Возрождается гравюра резцом (Д. И. Митрохин), традиции реалистической гравюры на дереве продолжает И. Н. Павлов, классицистической - П. А. Шиллинговский. В торцовой гравюре в 1910-1920-х годах работали Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и художники его школы - А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. И. Пиков и др., во 2-й половине 20 века - Д. С. Бисти, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров. Офорт 20 века представлен работами Е. С. Кругликовой, И. И. Нивинского, С. М. Никиреева, Б. Ф. Французова. Значительного развития достигла литография (Г. С. Верейский, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин). С середины 20 века распространилась серийная линогравюра, тяготеющая к экспрессивной обобщённости формы, - тоновая (А. А. Ушин) и цветная (В. Е. Попков, В. Г. Старов). Утратив к 20 веку репродукционное значение, гравюра сохраняет художественное благодаря богатству и разнообразию выразительных средств.

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895-1899. Т. 1-2; Delteil L. Le peintre graveur illustré. Р., 1906-1930. Vol. 1-30; Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; П., 1923; Кристеллер П. История европейской гравюры. М.; Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры. М., 1941; Русская гравюра XVI-XIX вв. Л.; М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.; Л., 1951; Hillier J. Japanese masters of the colour print. L., 1954; Laran J. L’estampe. Р., 1959. Vol. 1-2; Ковтун Е. Ф. Что такое эстамп. Л., 1963; Японская гравюра. М., 1963; Bersier J. Е. La gravure. Р., 1963; Hind А. М. An introduction to а history of woodcut. Boston; L., 1963. Vol. 1-2; idem. А history of engraving and etching... N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914. Р., 1966; Adhemar J. La gravure originale au XX siècle. Р., 1967; Журов А. П., Третьякова Е. М. Гравюра на дереве. М., 1977; Гравировальная палата Академии наук XVIII в. Сб. документов. Л., 1985; Турова В. В. Что такое гравюра. 3-е изд. М., 1986; Очерки по истории и теории гравюры: [В 14 кн.]. М., 1987; Флекелъ М. И. От М. Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX вв. М., 1987; Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988; Описание нескольких гравюр и литографий / Сост. Е. Н. Тевяшов. М., 2003; Вессели И. Э. О распознавании и собирании гравюр. М., 2003; Леман И. И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. М., 2004.

А. М. Муратов.